Ливия / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Ливия является членом ООН с 1955 года. Ливия участвует в работе следующих организаций системы ООН: Организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства, Международное агентство по ядер-ной энергии, Международный банк реконструкции и развития, Международная организация гражданской авиации, Международная ассоциация развития, Международный фонд сельскохозяйственного развития, Международная финансовая корпорация, Международная организация труда, Международный валютный фонд, Международная морская организация, Международная организация по вопросам переселения, Международная организация по стандартизации, Международный союз телекоммуникаций, Конференция ООН по торговле и развитию, Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры, Организация Объединённых Наций по промышленному развитию, Всемирный почтовый союз, Всемирная таможенная организация, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная организация по охране интеллектуальной собственности, Всемирная метеорологическая организация, Всемирная федерация профсоюзов, Всемирная организация по туризму, Всемирная торговая организация (в статусе наблюдателя).
Ливия также входит в состав следующих всемирных организаций: Группы 77 (развивающихся стран), Международной организации криминальной полиции, Международного олимпийского комитета, Агентства по взаимному гарантированию инвестиций, Движения неприсоединения, Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, Исламского банка развития, Организации Исламская конференция, Всемирной конфедерации труда. Ливия признает юрисдикцию Международного уголовного суда и Постоянной палаты третейского суда. В 2003 году Ливия подписала Договор о запрете химического оружия. Ливия участвует в работе таких региональных организаций, как: Африканский банк развития, Африканский союз, Арабский банк развития в Африке, Арабский фонд экономического и социального развития, Арабский валютный фонд, Союз арабского Магриба, Совет арабского экономического единства, Общей рынок Восточной и Южной Африки, Лига арабских государств, Организация арабских стран-экспортёров нефти, Организация стран-экспортёров нефти.
Важнейшими внешнеполитическими контрагентами Ливии являются арабские государства. Ливия участвует в работе большинства международных организаций, объединяющих арабские или мусульманские страны. Ливия претендует на роль лидера арабского мира. Тем не менее отношения со многими арабскими странами носят недружественный характер. В частности, Иордания, Египет и небольшие государства Персидского залива, поддерживающие тесные отношения с США, часто критикуются М. Каддафи, что не может не сказываться негативно на отношениях Ливии с этими странами. Поддержка ливийским правительством освободительного движения Западной Сахары негативно сказалась на отношениях с Марокко. Кроме того, из-за неудачного вмешательства во внутриполитические конфликты в Тунисе, Судане, Чаде и Уганде на сегодняшний день эти страны практически не ведут с Ливией политического диалога (хотя начиная с 1999 года в Ливии предпринимались попытки улучшить взаимоотношения со своими соседями).
Единственной страной арабского мира, с которой Ливия поддерживает относительно стабильные отношения, является Алжир.
Ливия вовлечена только в международный конфликт с США и Великобританией. Однако этот конфликт, который начался в 1964 году (то есть ещё до захвата власти М. Каддафи) после вывода американских и английских военных баз из Ливии, в последние 2 года снизил свою интенсивность до уровня открытого конфликта. На протяжении длительного времени США обвиняли Ливию в разработке ОМУ и поддержке международных террористов. В 2003 году ливийское правительство начало выплату компенсаций семьям погибших в авиатеракте над Локерби, после чего Великобритания сняла все свои претензии к ливийскому режиму. А 9 декабря 2003 года М. Каддафи рассекретил планы своей страны по разработке ядерного оружия. На 2006 год основным спорным моментом во взаимоотношениях между Ливией и США остаётся проблема соблюдения прав человека в Ливии, тем не менее Администрация президента США не исключает возобновление дипломатических отношений с Ливией в ближайшее время (частично они были восстановлены в 2004 году).
С 1999 года активно развиваются экономические отношения с Европейским союзом, который включил Ливию в число своих средиземноморских партнёров (программа 1995 года). Однако развитие отношений происходит только в экономической плоскости.
В 2005 году М. Каддафи выступил с неожиданной инициативой примирения израильтян и палестинцев и улучшения отношений с Израилем.
Дипотношения между Ливией и СССР были установлены 4 сентября 1955 года. В конце декабря 1991 года Ливия официально заявила о признании России.
Между двумя странами поддерживается насыщенный политический диалог. Налажена практика обмена посланиями на высшем уровне и между руководителями внешнеполитических ведомств по вопросам международного и двустороннего характера. М. Каддафи имеет приглашение посетить Россию с визитом. У президента Российской Федерации В. В. Путина также есть приглашение нанести официальный визит в Триполи. 12–15 октября 1999 года состоялся визит в Ливию российской правительственной делегации во главе с заместителем председателя правительства И. И. Клебановым. Состоялись его встречи с М. Каддафи, секретарями обороны А. Ю. Джабером и энергетики А. С. Бадри. 30 июля — 2 августа 2000 года по приглашению И. С. Иванова состоялся рабочий визит в Москву секретаря внешних сношений Ливии А. Шалькама, в ходе которого он был принят В. В. Путиным, И. И. Клебановым и провёл переговоры с И. С. Ивановым.
Развивается межпарламентский диалог: Ливию в 1996–2001 годах неоднократно посещали делегации Госдумы, фракций ЛДПР и КПРФ. Делегация ВНК Ливии во главе с его руководителем 3. М. Зиннати приняла участие в работе 100-й конференции Межпарламентского союза в Москве в сентябре 1998 года. В феврале 2001 года в Ливии с визитом находилась делегация Комитета Совета Федерации по международным делам во главе с его председателем М. М. Прусаком (губернатор Новгородской области), который был принят М. Кадлдфи. Объём торгово-экономического сотрудничества с Ливией (без учёта военно-технического сотрудничества) в 1970–1980-х годах составлял около 1 миллиарда долларов. В его рамках в Ливию были сооружены такие объекты, как Центр атомных исследований «Таджура», две ЛЭП (190 и 467 км), газопровод протяжённостью 570 км. Пробурено около 130 нефтяных эксплуатационных скважин, проведены почвенные, геоботанические и экологические исследования на площади 3,5 миллионов га, разработаны схемы развития газовой промышленности, электросетей высокого напряжения и машиностроения, подготовлено ТЭО для второй очереди металлургического комплекса в городе Мисурата (1,67 миллионов тонн в год с возможностью расширения до 5 миллионов тонн). В последние годы российско-ливийский товарооборот формируется в основном за счёт российского экспорта. В 2002 году его объём составил 18,4 миллиона долларов.
В 1997–2001 годах поочерёдно в столицах обеих стран прошли пять сессий Межправительственной Российско-Ливийской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. По их итогам подписаны межправительственное и межведомственное соглашения о сотрудничестве в области топлива и энергетики, соглашение о сотрудничестве между ТПП двух стран. На сегодняшний день заключён контракт на реконструкцию систем обеспечения построенного при нашем содействии Центра ядерных исследований «Таджура». В январе 2002 года подписан контракт на расширение ТЭС «Триполи-Запад» (600 миллионов долларов), которая является одним из важнейших экономических проектов в Ливии и должна стать крупнейшим объектом двустороннего сотрудничества.
Договорно-правовая база российско-ливийских отношений начала формироваться в ходе визита в Москву в июле 1995 года министра энергетики Ливии А. С. Бадри. Были подписаны Соглашение о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве и Соглашение о создании Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В сентябре 2000 года вступило в действие Соглашение о сотрудничестве в области нефтегазовой промышленности и электроэнергетики. В стадии согласования находятся проекты соглашений «О сотрудничестве в области культуры, науки и образования», «Об избежании двойного налогообложения», а также Консульская конвенция.
В июне 1999 года генеральный секретарь ассоциации «Всемирный исламский призыв» М. Шериф принял участие в исламской конференции народов Кавказа в Майкопе. По линии этой ассоциации в Ливии обучается около 10 студентов из России.
На 2003 год Министерство образования России выделило Ливии 2 студенческих и 3 аспирантских места за счёт средств федерального бюджета.
10 июня 1999 года было возобновлено прямое воздушное сообщение между Москвой и Триполи, однако в настоящее время рейс отменен из-за низкой рентабельности.
← Назад | Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Северная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития
- Территория Ливии до арабского завоевания
- Арабское завоевание и халифатский период
- Правление династии Фатимидов
- Арабская Ливия
- Ливия в составе Османской империи
- Колония Италии
- Королевство Ливия
- Ливийская Арабская Республика
- Ливийская Арабская Джамахирия
- Государство и нациеобразование
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Главы государства (генеральные секретари) в 1977–2014 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1969–1977 годах
- Генеральные секретари Высшего народного комитета (Национального совета) в 1977–2014 годах
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение Ливии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Положение и роль СМИ
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП Ливии, по данным Всемирного банка в 2010 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Ливии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2000–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Вашему вниманию предлагается издание «По Южному Уралу и Зауральским равнинам».