Бенин / Постколониальный этап
За первые полтора десятилетия постколониальной истории, с 1960 по 1972 годы, Бенин пережил шесть государственных переворотов (из них 4 военных) и смену 20 правительств. Эти годы стали периодом острой борьбы за выбор пути экономической и общественно-политической модернизации между сторонниками необуржуазных воззрений и сторонниками социалистической ориентации. За власть в основном боролись представители кланов Севера и Юга. В 1972 году к власти пришло военное правительство во главе с Матьё Кереку. Новый лидер заявил о своей приверженности марксистско-ленинской идеологии. Чтобы подчеркнуть разрыв с колониальным прошлым, Республика Дагомея в 1975 году была переименована в Народную Республику Бенин. В том же году была основана Партия народной революции Бенина — на тот момент единственная и правящая партия в стране. Политическая программа Кереку предполагала восстановление единства страны, экономическая — национализацию предприятий. Постепенно режим приобретал все более репрессивный характер.
На протяжении 1980-х годов экономическая ситуация ухудшалась. Отчасти это было связано с экономическим спадом в соседней Нигерии, вызванным падением цен на нефть. Кроме того, увеличение числа чиновников и работающих в госсекторе привело к тому, что государство оказалось не в состоянии выполнить социальные обязательства. В 1985 году начались массовые волнения госслужащих, организованные профсоюзами. Национальное собрание впервые выступило против президента Кереку, принявшего решение об отмене гарантий поступления на госслужбу для дипломированных специалистов.
В 1989 году по стране прокатились студенческие манифестации с требованием отставки Кереку, против президента выступила и Коммунистическая партия Бенина. В июне того же года правительство подписало с МВФ и Всемирным банком соглашение о реструктуризации государственного долга. Все это заставило Кереку в декабре 1989 года отказаться от идей марксизма-ленинизма и взять курс на построение рыночной экономики. Таким образом, Бенин стал полигоном для апробации различных моделей государственного устройства: от президентской республики с однопартийной системой до военных директоратов и авторитарного социалистического однопартийного режима, потерпевшего, по мнению самих бенинцев (Общенациональная конференция 1990 года), полный крах в политической и экономической областях.
В 1990 году в Бенине были восстановлены многопартийность и демократические нормы общественно-политической жизни, созвана Национальная конференция всех живых сил страны, в которой приняли участие 500 делегатов, представлявших различные политические силы и корпорации. Конференция сформировала наблюдательный орган — Высший совет республики, во главе которого находился архиепископ Соуза и переходное правительство под руководством Нисефора Согло. Эти два института участвовали в управлении страной вместе с президентом до президентских выборов в марте 1991 года, которые выиграл Нисефор Согло. Созданная Согло Партия возрождения Бенина победила и на выборах в Национальное собрание в марте 1995 года.
Однако уже в 1996 году президентские выборы выиграл Кереку, победой во втором туре обязанный своему бывшему оппоненту Адриану Гунгбеджи, которого сам Кереку в 1975 году приговорил к смертной казни. Гунгбеджи, занявший третье место в первом туре выборов, призвал своих сторонников голосовать во втором туре не за Согло, а за Кереку. Гунгбеджи получил пост премьер-министра, который занимал до 1998 года, когда президент упразднил эту должность. Подобный исход выборов был обусловлен негативными социальными последствиями структурных реформ 1990–1996 годов и коррупцией в высших эшелонах власти. Тот факт, что ярого приверженца рыночной экономики, структурных реформ и демократических преобразований Согло (экономиста, сотрудника Всемирного банка) сменил на посту главы государства лидер авторитарного режима 1972–1989 годов, имеет вполне логичное объяснение. Кереку сумел ещё в ходе Общенациональной конференции извиниться перед нацией за проводимую им ранее политику, а в 1996 году заявил о своём стремлении к национальному единству, «демократическому обновлению и созданию правового государства с процветающей экономикой».
Кроме того, необходимо учитывать, что в выборах 1996 года не принимали участия бенинцы, проживающие за пределами страны (с 1970-х годов численность бенинской диаспоры за рубежом неизменно росла и в 1990-х годах достигла 2 миллионов человек, большинство из которых, несомненно, поддержали бы Согло). Дополнительным фактором в пользу Кереку стало традиционное противостояние между лидерами трёх исторически сложившихся и соперничающих регионов страны: севера, юго-востока (город Порто-Ново) и юга (город Котону): в этих условиях только в Кереку видели человека, способного противостоять регионализму и сепаратизму.
В 1999 году состоялись парламентские выборы, на которых 42 места получила пропрезидентская партия, а 38 — оппозиция. В марте 2001 года Кереку вновь одержал победу во втором туре президентских выборов. Согло, обвинив власть в подтасовках во время первого тура, отказался участвовать во втором. Второй президентский срок Кереку истёк в марте 2006 года, и по конституции он не мог претендовать на третий. Новым президентом стал беспартийный Бони Яйи. А в 2007 году победу на парламентских выборах одержала коалиция сил, поддерживающих его политику. Бони Яйи провозгласил борьбу с коррупцией приоритетным направлением своей политики. В 2011 году Бони был избран на второй президентский срок.
← Назад | Постколониальный этап | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Западная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития
- Доколониальный этап
- Колониальный этап
- Постколониальный этап
- Нацие- и государствообразование
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1972–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате депутатов по итогам выборов 30 апреля 2011 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Бенина в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2011 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Структура ВВП Бенина, по данным Всемирного банка в 2009 году
- Основные показатели экономики в 1990–2009 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Бенина в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2004–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В популярной форме рассказано об актуальных проблемах геотектоники — науки о ...