Либерия / Политическая роль военных/силовых структур

Первая либерийская армия представляла собой Либерийские пограничные ВС (Liberian Frontier Force), сформированная в 1908 году. В 1984 году она стала называться Вооружённые силы Либерии (Armed Forces of Liberia). Это по сути была личная армия авторитарного правителя Доу, который совершил в 1980 году госпереворот и установил военный режим (1980–1984). Именно тогда политическая роль военных структур в Либерии резко возросла.

Главной опорой Доу в борьбе за власть оставалась армия. В 1984 году она насчитывала 6 750 солдат — 6 300 в национальной гвардии и 450 — в береговой охране. В полиции было 2 тысячи сотрудников. Добиваясь полного контроля над армией, Доу в августе 1981 года провозгласил себя главнокомандующим. Вслед за этим он начал устранять своих потенциальных соперников, как среди военных, так и гражданских деятелей. Наиболее сильными личностями в СНС были Ве-Сьен и Квивонкпа. Квивонкпу считали «сильным человеком революции», «любимцем народа». Именно он восстановил дисциплину в армии. Испугавшись его растущей популярности, Доу отстранил Квивонкпу от должности, а его друзей и сподвижников подверг репрессиям. Отстранение Квивонкпы породило острый кризис в руководстве и в самой стране. Авторитет Доу резко упал. В обществе сложилась обстановка неприкрытой вражды — этнической, идеологической, прямого насилия. Власти арестовали 450 человек. В тюрьме оказались кандидат в президенты Джексон Доу и сенатор Элен Джонсон-Серлиф. В 1984 году Доу продолжал укреплять свою личную власть. В июле он фактически узурпировал пост президента. Он присвоил себе этот титул, назвав себя президентом Переходной национальной ассамблеи, и создал правительство, не дожидаясь выборов.

После прихода к власти Доу в 1980 году для хозяйства Либерии наступили тяжёлые времена. В 1980–1983 годах спад был на уровне 4,4 % в год, а население возрастало на 3,4 %. К 1985 году по отношению к 1980 году спад ВНП составил 25 %, бюджетный дефицит государства достиг суммы 900 миллионов долларов, отток инвестиций из страны — 979,3 миллиона, валютные резервы упали с 59 миллионов в 1979 году до 2 миллионов долларов в 1985 году. К середине 1986 года внешняя задолженность Либерии была равна 1,5 миллиардов долларов (в 1979 году — 750 миллионов долларов). Если в 1968–1975 годах бюджет был положительным и доходы превышали расходы на 8,94 миллионов в год, то в 1976–1981 годах дефицит достиг 27 % всех расходов, в 1982–1985 годах — 31 %. За 1975–1985 годы вложения в экономику снизились со 134 до 60 миллионов долларов в год. Итак, после 1975 года рост экономики прекратился. Застой и спад были вызваны не только ростом цен на нефть, но и непомерными тратами правительства. Военная хунта после 1980 года резко увеличила государственные расходы. Жалованье чиновникам и солдатам возросло на 100–150 %. Штаты служащих увеличились с 18 тысяч в 1979 году до 56 тысяч в 1983 году. На их оплату шло все больше средств. Эти расходы выросли с 72 миллионов в 1979 году до 144 миллиона в 1980 году, на национальную безопасность (армия и полиция) — с 17,8 миллионов до 44,6 миллионов долларов, то есть с 10 до 15 % всего бюджета (в 1986 году — на эту статью пришлось около трети бюджета). Государственные средства расходовались бездумно, процветала коррупция.

При Доу в стране восторжествовало беззаконие. Правительство Доу осознавало нависшую угрозу финансового краха. В связи с этим в январе 1983 года в стране был введён режим экономии, и жалованье служащих сокращено на 16–25 %. Среди наиболее пострадавших были учителя и преподаватели. Но эти меры вряд ли предотвратили бы банкротство Либерии, если бы не помощь США. Доу за 10 лет получил от США больше, чем Либерия за всю свою историю.

Неудивительно, что такой режим в результате привёл к гражданской войне, длившейся 14 лет (1989–2003). В августе 1990 года решением Экономического сообщества западноафриканских стран (ЭКОВАС) в Либерию был направлен воинский контингент численностью 3 тысячи человек. В августе 2003 года в Либерию прибыли войска из Нигерии и США. В сентябре-октябре 2003 года США вывели свои войска, так как в Либерию была послана главная миротворческая миссия ООН, которая развернула многотысячные войска (15 тысяч). С её помощью было разоружено около 103 тысячи человек. В 2005 году США обеспечили финансовую помощь на формирование и подготовку новой либерийской армии (4 тысячи человек). К 2006 году должна быть также создана либерийская полиция (3 600). Тогда миротворческие войска ООН смогут покинуть страну.

По данным на 2005 год, регулярные ВС в Либерии 11–15 тысяч человек. Мобилизационные ресурсы (мужчины 18–49 лет). 659 795 тысяч человек, в том числе годных к военной службе 360 373 тысяч.


←   Назад  |   Политическая роль военных/силовых структур   |   Вперёд   →



 

Статистическая характеристика химизма трахитов / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года (издательство «Известия академии наук»).Статистическая характеристика химизма трахитов
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года ...
Материалы для географии и статистики России / Материалы собранные офицерами Генерального штаба. В 25 томах. Издание характеризует географическое положение, границы, административное деление Архангельской губернии второй половины 19 века. Подробно рассматривается состав и быт населения, состояние промышленности и сельского хозяйства, даётся описМатериалы для географии и статистики России
Материалы собранные офицерами Генерального штаба. В 25 томах. Издание ...
Бельгия / Бельгия — небольшая, но своеобразная западноевропейская страна. В силу специфичности промышленности она оказалась наиболее поражена экономическим кризисом капитализма в 70-х годах. В популярной форме автор рассказывает о географическом положении, природе, населении и хозяйстве, национальных праздникБельгия
Бельгия — небольшая, но своеобразная западноевропейская страна. В силу ...