Либерия / Основные политические традиции и этапы политического развития

Коренное население проникло на территорию современной Либерии с севера, северо-востока и востока в XII–XVI веках. В 1461 году португальский моряк Педро де Синтра впервые достиг побережья Либерии. На протяжении XV–XVI веков слоновая кость и перец были главными предметами торговли, но в XVII веке на первое место вышла работорговля.

В начале XIX века (во время подъёма движения за отмену рабства в США, Либерия стала местом иммиграции для освобождённых рабов. В 1818 году побережье посетили 2 представителя американского правительства и 2 офицера от Американского колонизационного сообщества, которое было образовано в 1816 году группой белых американцев с целью решить «негритянскую проблему» путём расселения освобождённых чёрных рабов в Африке. Перед отъездом они подписали документ о том, что управлять будущим поселением будет представитель Американского колонизационного общества. Первые рабы прибыли в 1822 году на остров Провинс, у устья реки Мерсуадо. Истинным же основателем Либерии считается белый американец Джехуди Асмун (Эшмун), который с помощью Элайджи Джонсона (один из чёрных поселенцев) построил укрепления, организовал отряды самообороны, расчистил участки земли под сельскохозяйственные угодья и установил торговые отношения с населением внутренних районов. В 1824 году вся территория поселения была названа Либерией, а его столица — Монровией в честь президента США Джеймса Монро.

Успехи, достигнутые Асмуном, способствовали дальнейшей колонизации побережья Либерии. В 1827 году Колонизационное общество Мэриленда основало на мысе Пальмас Независимую Республику Мэриленд, которая в 1857 году вошла в состав Либерии в качестве графства. Уже к 1828 году территория имела правительство, ряд законов для поселенцев. Начинала развиваться выгодная иностранная коммерция. Образовывались новые поселения. В 1838 году, когда возникли трудности с финансированием и привлечением новых переселенцев, все поселения, кроме Мэриленда, вошли в состав Содружества Либерии. Была принята новая конституция, первым губернатором стал Томас Бьюкенен в 1839 году. К этому времени численность колонистов составляла 2 247 человек. Миссионеры совершали богослужения среди, примерно в то же время в северо-западных районах современной Либерии набирал силу ислам. В 1841 году Джозеф Дженкинс Робертс, который родился и получил образование в Виргинии, стал губернатором и сумел расширить прибрежные владения Либерии до реки Гранд-Сесс на границе с поселением Мэриленд. Хотя ему не удалось наладить сбор таможенных пошлин и налогов с французских и английских купцов, в целом были улучшены условия для экономического развития.

Поскольку расходы колонизационного общества росли, а сами колонисты поддерживали идею независимости и хотели получить законные права на свою землю, общество помогло поселенцам создать суверенное государство. В 1847 году Робертс провозгласил независимую Республику Либерию. Была обнародована Декларация независимости и принята конституция. 26 июля того же года Робертс стал первым президентом независимой Либерии. Она была признана большинством стран в 1848–1856 годах, хотя официальное освобождение от США получила только в 1862 году.

Во время Гражданской войны в США сократилась эмиграция в Либерию темнокожих американцев, к тому же она вступила в полосу затяжного экономического кризиса, вызванного прекращением экспорта сахара, который не выдержал конкуренции с более дешёвым сахаром из Вест-Индии. В 1870 году бразильские экспортёры кофе нанесли сокрушительный удар либерийскому экспорту кофе, и африканская республика, попавшая в затруднительное положение, была вынуждена брать у Англии займы в размере 100 тысяч фунтов стерлингов, хотя эта идея была непопулярной среди либерийского населения, как и новый президент, Эдвард Рой, который был свергнут и арестован, а на его место позвали Робертса. Последний пробыл на этом посту до 1876 года. Молодая республика столкнулась с многочисленными проблемами.

Некоторые прибрежные племена, в частности гребо и кру, подняли мятеж из-за вмешательства правительства в работорговлю в 1850-х году. С 1860-х годов Великобритания и Франция начали выдвигать претензии на территорию (Кот д’Ивуар и Сьерра-Леоне соответственно), ранее признанную либерийской. Либерийцы пытались расширить свою территорию, хотя всё ещё не могли справиться с управлением уже существовавшего государства. Благодаря предпринимавшимся попыткам мирного урегулирования конфликт разрешился подписанием договоров с Великобританией в 1885 году и с Францией в 1892 году.

В 1904 году президент Либерии Артур Барклай начал придерживаться курса на прямое сотрудничество с местными племенами. Получив займы из Лондона в 1907 году, он приложил все усилия, чтобы провести эффективные реформы, однако долг государства был слишком обременителен, и правительство не справлялось с эффективным руководством над всей территорией. В 1919 году было подписано соглашение о передаче Франции либерийских земель площадью 5 200 квадратных км, управлять которыми страна не смогла самостоятельно.

В 1909 году по приказу американского президента Теодора Рузвельта была создана комиссия, которая исследовала политическую и экономическую ситуации в Либерии, после чего посоветовала провести реорганизацию финансовых структур. В 1912 году международный консорциум банков выдал стране кредит в размере 1 миллиона 700 тысяч долларов, который должен был выплачиваться с таможенных доходов. Была создана администрация доходов под руководством представителей, назначенных правительствами Великобритании, Франции и Германии, а также США. Была организована пограничная полиция, представленная офицерами американской армии, целью которой была помощь и поддержка руководства Либерии. Однако этот многообещающий режим был прерван Первой мировой войной. Доходы сократились на 75 %, и финансовая ситуация в стране стала монотонно ухудшаться.

После войны началось широкое проникновение в Либерию американского капитала. В 1926 году при активной поддержке государственного департамента США трест Файрстон тайр энд раббер компани получил от либерийского правительства крупную концессию на выращивание каучуконосов (400 тысяч га) сроком на 99 лет. Сделка была заключена на кабальных для Либерии условиях. В то же время стране был предоставлен кредит в 5 миллионов долларов сроком на 40 лет, необходимый для выплаты долгов. Используя эти частные займы, правительство стабилизировало финансовую ситуацию в стране. В 1971 году Либерии впервые удалось ликвидировать иностранный долг, начиная с английского кредита 1871.

В 1930-х годах Лига наций расследовала обвинения правительства Либерии в использовании труда рабов и вскрыла причастность вице-президента Янси к насильственной вербовке коренных либерийцев для работы на острове Фернандо-По. Президент Кинг был вынужден уйти в отставку. Либерийцы обратились к Лиге Наций за финансовой помощью. Для рассмотрения данного вопроса была создана комиссия. Используя эту ситуацию, Великобритания поставила вопрос об установлении над Либерией опеки Лиги Наций. В течение последующих трёх лет Лига Наций пыталась разработать план помощи Либерии, включая назначение иностранных администраторов, объявления моратория на кредит от «Файрстоун», разрыв дипломатических отношений с Великобританией и США. Однако новый президент Эдвин Баркли предотвратил установление международного контроля. Он запретил использование за рубежом рабочих из Либерии и практику передачи родственников должника кредитору в качестве залога до выплаты долга. Ему удалось договориться о более выгодных для Либерии условиях по контракту с «Файрстоун».

Когда началась Вторая мировая война, Либерия объявила о своём нейтралитете. Однако соглашение с «Файрстоун» значительно укрепило экономические связи с США, и в 1942 году, получив от них гарантии суверенитета и оказания технической помощи либерийским вооружённым силам, правительство Либерии дало согласие на строительство военно-воздушной базы Робертсфилд. С начала войны стала очевидна важность Либерии для союзников как единственного источника натурального млечного сока каучуконосов благодаря её каучуковым плантациям, аналог которых можно было найти только в Цейлоне (ныне Шри-Ланке). В 1942 году Либерия подписала договор о безопасности с США. В результате была разработана программа стратегического строительства дорог, создания международного аэропорта и современного порта в Монровии. В 1943 году американские деньги были провозглашены законным платёжным средством в Либерии, заменив британскую валюту, которую использовала вся Западная Африка. Тогда же была достигнута договорённость о помощи США в реализации плана экономического и социального развития Либерии, в основу которого была заложена идея объединения американо-либерийцев с коренным населением и осуществления политики открытых дверей для частного иностранного капитала.

В 1943 году на пост президента Либерии был избран Уильям Тубман. В январе 1944 года Либерия объявила войну Германии и Японии, а в апреле подписала Декларацию ООН (Организации Объединённых Наций). В декабре 1960 года Либерия стала членом Совета Безопасности ООН, после чего стала принимать активное участие в развитии африканских и международных отношений.

Благодаря росту экспорта каучука и периодическим займам и субсидиям США в послевоенный период к 1951 году. Либерия сумела выплатить все долги компании «Файрстоун». Новые значительные иностранные инвестиции в горнодобывающую промышленность позволили Либерии к середине 1960-х годов стать крупным экспортёром железной руды.

В 1963 году Тубман был избран президентом на пятый срок, и в следующем году США и Либерия подписали соглашение о передаче правительству последней свободного порта в Монровии. В 1967 году Тубман был вновь избран президентом, будучи единственным кандидатом на этот пост. Однако 23 июля 1971 года, сразу после переизбрания на седьмой срок, он умер в Лондоне. Его место немедленно занял вице-президент с 1951 года Уильям Толберт.

Продолжая внутреннюю политику своего предшественника, Толберт поддерживал тесные связи с США, но в то же время стремился повысить роль Либерии в африканских делах и улучшить отношения с коммунистическими странами. При Толберте, как и при Тубмане, монополия на власть по-прежнему сохранялась в руках американо-либерийской элиты.

В конце 1970-х годов впервые за всю историю государства оформилась организованная оппозиция ПИВ (Партии истинных вигов) в лице Прогрессивной народной партии (ПНП) и Движения за социальную справедливость в Африке (ДССА). Недовольство охватило и армию. 12 апреля 1980 года правительство Толберта было свергнуто армейскими низами в результате переворота, осуществлённого коренными либерийцами, во главе которых стоял старший сержант Сэмюэл Доу. Власть в стране перешла к Совету народного спасения (People’s Redemption Council), председателем которого стал Доу, присвоивший себе звание генерала. Совет народного спасения обещал дарование новой конституции. Большинство членов Совета были военнослужащие родом из юго-восточных графств Сино и Гранд-Геде, прежде всего соплеменники Доу кран и отчасти кру и гребо. В первое правительство Доу помимо 6 военнослужащих вошли представители трёх партий — ПИВ, ПНП и ДССА. Страна встретила весть о перевороте с ликованием. За исключением мелких инцидентов, случаев сопротивления не было. Власть американо-либерийцев рухнула мгновенно, переворот произошёл сравнительно гладко. 22 апреля 1980 года 13 приближенных бывшего президента были публично, с трансляцией по телевизору, казнены на пляже в Монровии. Эта расправа получила название «кровавой бойни на пляже». Новый режим поддержали все прогрессивные и умеренные деятели. Оптимизм либерийцев подкреплялся решениями новых властей. Например, был отменен налог на хижину — самый обидный и несправедливый побор. Новый режим торжественно обещал, что в ближайшие 5 лет в стране будут проведены свободные демократические выборы. Опорой новому режиму служила армия, и ей предоставлялись всевозможные привилегии.

Внешний мир осудил убийство президента Толберта и 13 членов его кабинета, но вскоре отношения с США были восстановлены, а объём американской финансовой помощи даже увеличился. Это не предотвратило глубокого спада в экономике Либерии в начале 1980-х годов. Режим Доу становился все более непопулярным, его жертвами стали бывшие соратники лидера страны, которых сажали в тюрьму или казнили. Доу добивался абсолютного контроля над идеологией. 10 декабря 1982 года он предоставил полиции право подвергать аресту любое лицо за «нездоровые высказывания о политике правительства». Под жёстким прессом оказались газеты. В Либерии средства информации традиционно контролировались властями. Им принадлежали газеты-официозы «Лайбириэн эйдж» (1946–1964), «Лайбириэн стар» (1964–1980), «Дейли лиснер» (1957–1977), радиостанция ЭЛБС. Что касается оппозиционных изданий, то они неизменно преследовались. В октябре 1985 года Либерия формально вернулась к гражданскому правлению. Однако на президентских выборах, которые были расценены как нечестные, победу одержал Доу. В Либерию пришла «политика одного племени». Принадлежность к племени означала статус человека, его доступ к власти и богатству, образованию и работе. В результате 31 % постов министров оказались в руках кран, составлявших 5 % населения. Против Доу были практически все слои населения и общественные силы — студенты, женщины, профсоюзы, церковь, большинство американо-либерийцев и даже часть военных. Экономика умирала, политическая ситуация была удручающей.

В декабре 1989 года в графстве Нимба началось вооружённое восстание дотоле неизвестного Национального патриотического фронта Либерии (НПФЛ). Его возглавил Чарлз Тейлор, бывший государственный служащий, обвинённый Доу в присвоении в 1984 году 1 миллион долл. Будучи вначале небольшой партизанской группой, НПФЛ к концу 1990 года увеличил свои ряды до нескольких тысяч бойцов и контролировал более 90 % территории страны. Отколовшаяся от него группа (Независимый национально-патриотический фронт Либерии (ННПФЛ) во главе с Йорми Джонсоном воевала против сил и Тейлора, и Доу. Военные действия сопровождались массовыми репрессиями в отношении мирного населения, обострением межэтнических противоречий, хаосом в экономике, голодом и обнищанием огромного числа жителей страны. Сотни тысяч людей были вынуждены эмигрировать (по разным оценкам, в соседних с Либерией странах насчитывается от 700 тысяч до 1 миллиона беженцев).

Для достижения прекращения огня в августе 1990 года решением Экономического сообщества западноафриканских стран (ЭКОВАС) в Либерию был направлен воинский контингент численностью 3 тысячи человек. К 1991 году численность вооружённых сил ЭКОВАС в Либерии, известных как Группа контроля Экономического сообщества западноафриканских стран (ЭКОМОГ), достигла 10 тысяч человек. Между Тейлором, Джонсоном и капитаном Уилмотом Дигзом, возглавившим остатки либерийских вооружённых сил, была достигнута договорённость о прекращении боевых действий. Она соблюдалась до весны 1992 года, когда снова вспыхнули вооружённые столкновения частей ЭКОМОГ с отрядами НПФЛ Летом произошло несколько столкновений сил Тейлора и нового участника гражданской войны — Объединённого освободительного движения Либерии за демократию (УЛИМО), где главной силой были сторонники свергнутого режима Доу, их базы находились на территории Сьерра-Леоне. Усиливались бои за Монровию, в ходе которых части ЭКОМОГ атаковали укрепления НПФЛ с суши, моря и воздуха. Сообщалось о многочисленных случаях зверских расправ с мирным населением, например убийстве в июне 1993 года более 400 человек в лагере беженцев в Харбеле неподалёку от Монровии. Вначале вина за эту резню была возложена на НПФА, но в результате расследования ООН было установлено, что она была делом рук солдат правительственных войск и членов УЛИМО. Гражданская война продолжалась до середины 1995 года, затем в августе было достигнуто соглашение о разоружении 60 тыс. партизан. Силы ЭКОМОГ и группа военных наблюдателей ООН стремились добиться выполнения договорённостей 1995 года. По данным на 10 февраля 1995 года, силы ЭКОМОГ насчитывали 4 908 солдат, в том числе из Нигерии — 1 385, Ганы — 1 028, Гвинеи — 609, Танзании — 747, Уганды — 760, Сьерра-Леоне — 359, Гамбии — 10, Мали — 10. В апреле 1995 года их численность возросла до 8 430.

После того как в апреле 1996 года Государственный совет обвинил в убийствах руководителя одной из вооружённых группировок Д. Рузвельта Джонсона и отдал приказ об его аресте, в Монровии произошли самые крупные за годы гражданской войны вооружённые столкновения, сопровождавшиеся массовыми грабежами. Через две недели было достигнуто хрупкое перемирие, а затем возобновились военные действия.

В июле — августе 1996 года по инициативе ЭКОВАС состоялись два раунда переговоров между лидерами основных военно-политических группировок. В ходе переговоров была достигнута договорённость о реорганизации переходного органа власти — Государственного совета. Хотя руководители основных группировок, включая Тейлора, остались в его составе, соглашение предусматривало их уход в отставку накануне всеобщих выборов, намеченных на май 1997 года. Новый план прекращения вооружённого конфликта предполагал, что к январю 1997 все противоборствующие группировки должны сложить оружие.

Во исполнение положений мирного соглашения в сентябре 1996 года главой Государственного совета стала бывший сенатор Рут Пэрри. Впервые женщина в Либерии заняла такой высокий пост.

Продолжавшиеся на протяжении 1996 года отдельные вооружённые столкновения затрудняли доставку гуманитарной помощи гражданскому населению, которое страдало от голода и других последствий затянувшейся гражданской войны.

В начале 1997 года Тейлор распустил и разоружил Национальный патриотический фронт Либерии, создав на его основе политическую организацию под названием Национально-патриотическая партия (НПП).

Вскоре его примеру последовали лидеры других группировок, которые распустили свои военные формирования и создали политические партии. В соответствии с условиями соглашения о мире в марте 1997 года Тейлор и другие руководители группировок вышли из состава Государственного совета.

19 июля 1997 года были проведены президентские и парламентские выборы, за пост президента боролись 13 претендентов. Контроль за выборами осуществляла независимая избирательная комиссия. 23 июля она объявила победителем набравшего 75,3 % голосов Тейлора. Созданная Тейлором НПП завоевала подавляющее большинство мест в обеих палатах вновь созданного законодательного органа. Заняв президентский пост, Тейлор пообещал организовать две комиссии — по соблюдению прав человека и национальному примирению. Он сформировал кабинет министров в составе 19 человек, куда вошли некоторые члены временного правительства. В августе 1997 года страны— члены ЭКОВАС пересмотрели свой мандат на осуществление миротворческих операций и призвали силы ЭКОМОГ оставаться в Либерии для поддержания порядка в период национального примирения. Отношения правительства с ЭКОВАС обострились после того, как по приказу Тейлора был сформирован отряд сил безопасности численностью 1 тысяча человек для патрулирования границы между Либерией и Сьерра-Леоне. Такое решение шло вразрез с одним из положений плана мирного урегулирования, которое предусматривало участие ЭКОМОГ в формировании вооружённых сил Либерии. На протяжении 1998 года поступала информация об использовании правительством Тейлора репрессивных мер против политических оппонентов, хотя в конце 1997 года была создана комиссия по правам человека.

В сентябре 1998 года в Монровии вспыхнули вооружённые столкновения между правительственными войсками и военными формированиями мятежников, поддерживавшими Д. Рузвельта Джонсона. Как только в 1999 году миротворческие вооружённые силы ЭКОВАС покинули Либерию, сопротивленцы организовывали нападения на севере страны. Экономика оставалось слабой, особенно после наложения в мае 2001 года санкции Советом Безопасности ООН за поддержку либерийцами повстанцев в Сьерра-Леоне. В январе 2002 года более 50 тысяч жителей Либерии и Сьер-ра-Леоне участвовали в войне. Тейлор объявил в стране чрезвычайное положение. 11 августа 2003 года Тейлор прибыл в Нигерию, которая предоставила ему убежище. 12 августа 2003 года в либерийской столице — Монровии — состоялась церемония передачи власти вице-президенту Мозесу Бла, который будет руководить страной до 2 октября, когда состоятся выборы.

18 августа 2003 года был подписан мирный договор в Аккре, Гана, между правительством Либерии, политическими партиями, сопротивленцами и гражданами о создании Временного правительства (National Transitional Government of Liberia). 21 августа 2003 года представители правительства и повстанческих сил избрали предпринимателя Джиюда Брайанта на пост главы временной послевоенной администрации Либерии. 14 октября 2003 года Временное правительство приступило к работе. В течения сентября-октября 2003 года США вывели свои войска. В Либерию была послана главная миротворческая Миссия ООН, которая развернула многотысячные войска (15 тысяч). В декабре 2003 года была принята программа расквартированиия, разоружения, демобилизации армии, реабилитации и реинтеграции (The Cantonment, Disarmament, Demobilization, Rehabilitation and Reintegration — CDDRR). 23 сентября 2005 года впервые на Африканском континенте президентом стала женщина — Элен Джонсон-Серлиф. В последующие годы происходит постепенное возвращение страны к мирной жизни (в 2006 году в столицу страны — Монровию возобновилась подача электроэнергии). С 2007 года наблюдается увеличение числа вооружённых столкновений между группировками (преимущественно криминального характера). В 2011 году на президентских выборах Э. Серлиф была вновь избрана на пост президента.


←   Назад  |   Основные политические традиции и этапы политического развития   |   Вперёд   →



 

Материалы для геохимической характеристики вод Туркестана / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года (издательство «УВХ Средней Азии»).Материалы для геохимической характеристики вод Туркестана
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года ...
Количественная оценка ресурсов твердых полезных ископаемых по геохимическим данным / Новый метод количественной оценки прогнозных ресурсов твёрдых полезных ископаемых по геохимическим данным основан на использовании функции связи объёма руды и содержания металла в объектах любого ранга. Метод использует модель вычисления, принятую при оценке промышленных запасов месторождений со слоКоличественная оценка ресурсов твердых полезных ископаемых по геохимическим данным
Новый метод количественной оценки прогнозных ресурсов твёрдых полезных ...
Краткий курс аэрологии / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года (издательство «Госмашметиздат»).Краткий курс аэрологии
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года ...