Кот-д’ Ивуар / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Внешнеполитический курс Кот-д’Ивуара после обретения независимости отличался прозападной ориентацией и консерватизмом. Правительство страны является последовательным сторонником тесного афро-французского сотрудничества. Хотя Кот-д’Ивуар стал первым государством Чёрной Африки, установившим дипломатические отношения с ЮАР (1992), он оказывал существенную поддержку борьбе с режимом апартеида. Именно Кот-д’Ивуар сыграл ведущую роль в создании Союза согласия — аморфного политического и экономического объединения, в состав которого входят Кот-д’Ивуар, Бенин, Буркина-Фасо, Нигер и Того, а также профранцуз-ской Общей афро-маврикийской организации (ОКАМ). По Ломейской конвенции, Кот-д’Ивуар пользуется экономическими льготами в отношениях с ЕС. С 1960 года он является членом ООН, а с 1963 года — Организации африканского единства.
В 1995 году Кот-д’Ивуар вступил в Экономическое сообщество западноафриканских стран (ЭКОВАС) и оказал значительную поддержку усилиям этой организации по прекращению гражданской войны в Либерии (1989–1997).
Учреждения ООН: МАГАТЭ, Международная финансовая корпорация, Международный фонд развития сельского хозяйства, Организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства, МОТ, МВФ, Движение неприсоединения, ЮНКТАД, ЮНЕСКО.
Международные блоки и региональные организации: Страны Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона, ИКАО, МКСП, МАР, Международное общество Красного Креста и Красного Полумесяца, Интерпол, МОК, Международная организация по вопросам переселения (миграции), Международный союз телекоммуникаций, Организация Объединённых Наций по промышленному развитию, Всемирный почтовый союз, ВКТ, ВФП, ВОЗ, ВОИС, ВМО, Агентство по культурному и техническому сотрудничеству, Организация Исламская конференция, Всемирная организация по туризму, Группа 24, Атланта.
Экономические организации: Африканский банк развития, ЭКОВАС, МБРР, ИФАД, МФСР, Международная финансовая корпорация, Исламский банк развития, Агентство по многостороннему гарантированию инвестиций, Западно-Африканский банк развития, ВТО, Зона франка.
Президент Ф. Уфуэ-Буаньи рассматривал внешнюю политику как зону личной компетенции. После получения Кот-д’Ивуаром независимости главным направлением во внешней политике стала нормализация отношений с Францией, самым важным экономическим донором, а также контроль ситуации в отношении соседних государств для доступа к дешёвой рабочей силе из Мали и Буркина-Фасо.
Президент убеждал граждан, что именно Франция является лучшим дипломатическим другом для страны. Держава, в свою очередь, обеспечивала Кот-д’Ивуару защищённый экономический рынок и предоставляла существенную военную помощь.
В 1961 году между двумя странами был подписан договор о сотрудничестве, по которому государства должны были обменяться послами, причём ивуарийский представитель пользовался привилегиями среди других дипломатов во французском посольстве. Договор также предусматривал регулярные консультации между странами по внешнеполитическим вопросам. Тогда же были подписаны соглашения о взаимодействии и сотрудничестве в области экономики, образования, гражданской авиации, судебного процесса, телекоммуникаций, военной техники.
Ф. Уфуэ-Буаньи продолжал укреплять связи с Францией, показывая приверженность своего народа её культуре, однако в некоторых глобальных вопросах (например, нормализация отношений с коммунистическими Китаем и СССР, а также неожиданная поддержка Израиля со стороны Кот-д’Ивуара) Кот-д’Ивуар вёл собственную внешнеполитическую игру, не считаясь с позициями бывшей метрополии. Однако это не подорвало исторических и культурных связей двух стран, и Франция играет роль главного союзника Кот-д’Ивуара и по сей день.
Говоря о тесных связях между Францией и Кот-д’Ивуаром, стоит упомянуть об отношениях между этим африканским государством и США, потому что сегодня именно от позиции этих двух держав зависит исход войны.
Как известно, борьба между Францией и США в Африке имеет давнюю историю. После того как генерал де Голль организовал «освобождение Африки», в бывших французских колониях попытались закрепиться США и СССР. Обе сверхдержавы сначала пытались попросту вытеснить французов, но вскоре сложилась франко-советская коалиция, направленная против американцев.
С началом гражданской войны в сентябре 2002 года французы выступили на стороне правительственных сил, однако президент Гбагбо, как и они и опасались, переменил ориентацию. Его поддержал ливийский лидер Каддафи, которого, в свою очередь, стали поддерживать США.
Неудивительно, что в мае 2004 года Кот д’Ивуар был принят в международную организацию «Син-Сад» (Сообщество государств Сахеля и Судана), где сильным влиянием пользуется Каддафи. Гбагбо немедленно вывел из правительства министров-оппозиционеров, представлявших так называемые «Новые силы». Они были лишены зарплаты, служебного автотранспорта и выселены из гостиницы «Отель дю Гольф», где жили под защитой сил ООН. Оппозиция протестовала, ситуация в стране снова обострилась.
Чувствуя поддержку со стороны Каддафи, президент Гбагбо перешёл от антифранцузской и антиооновской пропаганды к организации «народного» недовольства. На территории, контролируемой правительством, начались демонстрации, перешедшие в погромы офисов французских компаний. Бомбардировка базы миротворцев могла оказаться одним из заранее запланированных и продуманных действий нового политического курса ивуарийского руководства.
Антифранцузская кампания в Кот-д’Ивуаре ведётся не по правилам. Она выглядит нелепо, так как именно французы являются создателями этого государства. Само название страны (Берег Слоновой Кости) унаследовано от метрополии. В Кот-д’Ивуаре нет доминирующей этнической или религиозной общности, а потому продолжение конфликта может привести к появлению самостоятельных государств на юге и севере страны.
Что касается внешнеполитического курса в отношении других африканских государств, президент Ф. Уфуэ-Буаньи попытался установить взаимовыгодные отношения с 5 африканскими государствами: Либерия, Гвинея, Мали, Буркина-Фасо и Гана, однако сейчас ситуация изменилась.
Отношения Кот-д’Ивуара с Ганой резко ухудшились после прихода к власти Роулингса в результате госпереворота в Гане, однако государства совместно решали проблемы контрабанды через их границы.
Отношения с Буркина-Фасо ухудшились с приходом к власти Т. Санкары в 1983 году, однако после его убийства в 1987 году новый лидер заверил Кот-д’Ивуар в намерении улучшать отношения и расширять сотрудничество во всех сферах.
Отношения с Гвинеей значительно улучшились лишь 1984 году после смерти социалистического лидера, который поддерживал связи с прокоммунистическими режимами и радикальными странами третьего мира.
Менее конфронтационно развивались отношения с Либерией и Мали.
Дипломатические отношения с СССР были установлены в 1967 году. Поддерживаются двусторонние политические контакты на различных уровнях, проводятся межмидовские консультации, последний раунд которых состоялся в Москве в сентябре 2005 года.
В 1988 году было подписано Соглашение об обмене информацией между ТАСС и Ивуарским агентством печати, в 1991 году — Межправительственное соглашение о воздушном сообщении. В 1995 году были подписаны 2 важных двусторонних документа: Межправительственное соглашение о культурном и научном сотрудничестве и Межведомственное соглашение о взаимной выдаче многократных виз сотрудникам посольств и членам их семей.
В марте 1997 года Кот-д’Ивуар посетила делегация Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. В июне 1997 года мэр Абиджана находился в Москве, где участвовал в 5-й конференции мэров крупнейших городов мира. В сентябре 1998 года делегация Национального собрания РКИ приняла участие в работе 100-й Конференции Межпарламентского союза в Москве. В октябре 2004 года Кот-д’Ивуар посетил заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Ю. В. Федотов, который встретился с президентом РКИ Л. Гбагбо и министром иностранных дел М. Бамбой.
Что касается торгово-экономического сотрудничества, то обе стороны непрерывно выражают желание расширять и укреплять связи в этой области. Товарооборот между РФ и РКИ составил в 2004 году 153,2 миллиона долларов США. Основная товарная позиция российского импорта из РКИ — какао-бобы и какао-продукция. В последние годы со стороны ряда российских промышленных и коммерческих структур предпринимаются попытки установить прямые связи с ивуарскими поставщиками какао-бобов. В ноябре 2003 года заключена первая подобная сделка с операторами из Санкт-Петербурга. В 2003 году начались поставки российских лекарств в РКИ. Предприниматели из РКИ заинтересованы в приобретении на условиях лизинга гражданских грузовых самолётов, морских судов, сельхозмашин, металлообрабатывающего оборудования. В 1998 и 2002 годах Абиджан посетили представители администраций и деловых кругов ряда областей России, а также делегация Делового центра ТПП РФ. На международных ярмарках в РКИ экспонировалась продукция российских предприятий.
Осуществляется российско-ивуарское сотрудничество в области образования. В наших вузах подготовлено около 400 специалистов, в настоящее время в России обучается более 80 ивуарцев. На контрактной основе в РФ обучается 30 граждан РКИ. В 2005/2006 учебном году по линии Министерства образования и науки Российской Федерации Кот-д’Ивуару было выделено 15 государственных стипендий, в том числе 10 на полный курс обучения и 5 — в аспирантуру. Интерес к установлению прямых партнёрских связей проявляют Российский университет дружбы народов и Абиджанский университет Кокоди.
В 2000 и 2002 годах в Абиджане проходили выставки российских художников.
В марте 2002 года президент РКИ Л. Гбагбо дал интервью российскому телеканалу ОРТ.
← Назад | Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Западная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Главы государства (президенты) в 1960–2014 годах
- Главы правительства в 1990–2014 годах
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий по итогам парламентских выборов
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Кот-д’Ивуара в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП Кот-д’Ивуара, по данным Всемирного банка в 2010 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Кот-д’Ивуара в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1998–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В настоящее издание вошли «Очерки геологического прошлого Европейской России», ...
Этот замечательный труд великого русского естествоиспытателя В. В. Докучаева ...