Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Кения / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Кения является членом ООН (с 1963 года) и ряда её специализированных учреждений, Африканского Союза (с 1963 года), Содружества, Движения неприсоединения, МБРР, МВФ, ВТО, Восточно-Африканского сообщества, Группы 77 (организация, занимающаяся вопросами экономического сотрудничества развивающихся стран), КОМЕСА (Общий рынок стран Восточной и Южной Африки), ИГАД (Межправительственный орган по вопросам развития), АРСИО (Ассоциация регионального сотрудничества стран Индийского океана), группы АКТ (объединение стран Африки, бассейна Карибского моря и Тихого океана, развивающих сотрудничество с ЕС), Африканского банка развития, Интерпола, Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Важнейшими направлениями внешней политики Кении являются взаимодействие с соседями по региону и связи с ведущими мировыми экономиками, включая США и бывшую метрополию — Великобританию. В настоящее время все более значимым становится взаимодействие с новыми центрами силы в лице КНР и Индии.

В 2007 году при обсуждении на очередном саммите Африканского Союза в Аккре (Гана) идеи о создании панафриканского правительства представители кенийского руководства высказались против поспешных шагов в этой области, заявив, что более перспективной им видится схема постепенной интеграции, идущей в направлении «снизу вверх» и обусловленной конкретными экономическими интересами.

Восточно-Африканское сообщество. В 1999–2001 годах Уганда, Кения и Танзания воссоздали Восточно-Африканское сообщество (существовало в 1967–1977 годы), с 2005 года ставшее таможенным союзом. В 2007 году к блоку присоединились Руанда и Бурунди. Страны-основательницы объединения охарактеризовали его как весьма успешное на основании данных о повышении доходов от взаимной торговли с момента основания ВАС и планировали создание общего рынка стран Восточной Африки, а также введение единой валюты — восточноафриканского шиллинга.

В рамках объединения функционирует наднациональный Восточно-Африканский суд, занимающийся правами человека, правовыми сторонами интеграции и другими вопросами.

Руководство стран-участниц проводило консультации относительно возможного расширения компетенции союза и на политическую сферу, предполагая, что в течение 7 лет могут возникнуть институты общего президента и федеративного парламента, а также единая конституция и восточноафриканский военный контингент.

Вместе с тем в настоящее время осуществление данных планов в срок (2009–2013 годы) находится под вопросом в связи с политическим кризисом 2008 года в Кении, урегулирование экономических и социальных последствий которого отнимет у страны много сил и времени и отвлечёт от интеграционных процессов. Кроме того, на темпы и качество взаимодействия определённое время будет влиять и психологический фактор, поскольку представление о Кении как стабильном экономическом партнёре было разрушено и руководству страны придётся восстанавливать прежнюю репутацию.

С другой стороны, ослабление Кении в экономической сфере может временно устранить опасения Танзании относительно того, что высокие темпы интеграции (особенно в политической сфере) могут привести к постепенному подчинению более слабой танзанийской экономики интересам кенийских предпринимателей.

Суданская проблема. Кения выступила важным участником процесса мирного урегулирования в Судане, предоставив площадку для проводившихся по инициативе и под контролем ИГАД переговоров между руководством страны и повстанцами из южных областей, долгое время воевавшими против правительства, осуществлявшего политическую, экономическую и религиозную дискриминацию южного населения. Бывший генерал кенийской армии Лазаро Сумбеийво являлся председателем группы посредников от ИГАД.

Несмотря на посредническую роль, симпатии кенийского руководства однозначно были на стороне более близкого с религиозной и этнической точки зрения Южного Судана (населён негроидными племенами, придерживающимися христианства и традиционных верований). Деятельность повстанцев из Суданского народного освободительного движения/армии отвечала интересам кенийского правительства в сфере противодействия суданским властям, сочувствовавшим исламским фундаменталистам. Так, на территории Судана в 1995 году нашли убежище участники покушения на президента Египта Хосни Мубарака, которое, по данным ООН, было организовано при содействии суданских властей. За отказ сотрудничать с международным сообществом в расследовании покушения ООН ввела против Судана дипломатические санкции.

В 2005 году при участии Кении враждующие стороны подписали Всеобъёмлющее мирное соглашение. С октября 2005 года в составе миротворческих сил ООН в Южном Судане находится контингент кенийских военнослужащих, включающий большое число сапёров.

Преследуя цели стабилизации соседних регионов и создания по периметру своих границ своеобразного пояса безопасности из дружески настроенных государств и территорий, Кения принимает участие в их постконфликтном развитии. Так, в 2007–2010 годах кенийскими специалистами будет осуществляться программа по подготовке кадров для пенитенциарной системы Южного Судана. В 2007–2008 годах Коммерческий банк Кении должен открыть в Южном Судане пять новых отделений в дополнение к двум уже действующим и приносящим заметную прибыль.

Политика банка может привести к гораздо большей прибыли в недалёком будущем, когда покупательная способность хотя бы части населения Южного Судана вырастет вследствие освоения доходов от нефти, и эти деньги будут обслуживаться кенийскими финансистами, которые к тому времени смогут занять ведущие позиции в банковском секторе Юга.

Эти и другие инициативы по возрождению разрушенной в годы гражданской войны южносуданской инфраструктуры осуществляются на основании соглашений между правительством Кении и властями Южного Судана, получившего по итогам конфликта с центральным правительством широкую автономию, что является признаком складывания обновлённой конфигурации международных отношений в регионе. В её рамках более важным партнёром Кении будет именно Южный Судан, тогда как Хартум в целом станет демонстрировать меньшую активность и продолжит во многом придерживаться диаметрально противоположных с Югом подходов к региональной политике.

По всей видимости, на банковскую экспансию Кении не сможет повлиять даже политический кризис 2008 года, так как власти Южного Судана заинтересованы в укреплении своих международных связей, в которых видят контрбаланс попыткам Хартума сохранить влияние на Юге.

Южный Судан крайне заинтересован в портовых мощностях Кении, поскольку кенийский порт Ламу считается оптимальным по безопасности для транспортировки суданской нефти в случае выхода Юга из состава Судана.

Отношения с развитыми странами Запада. Западные страны интересны для Кении в первую очередь в качестве инвесторов и источников экономической помощи. Вместе с тем зависимость от финансовых и иных вложений из Европы и США позволяет инвесторам и спонсорам страны оказывать на неё давление в случаях, когда руководство, по мнению зарубежных контрпартнёров, не справляется с принятыми обязательствами и не демонстрирует прогресса на пути к политической и финансовой транспарентности, не препятствует нарушению прав человека и тому подобного.

Так, в 2005 году ФРГ и США приостановили оказание финансовой помощи правительственной программе по борьбе с коррупцией, сославшись на то, что реализация данной программы отличается крайней неэффективностью. Поводом для такого шага стал отказ президента Кении Кибаки снять с должности министров, обвинённых в коррупции сотрудниками Кенийской комиссии по борьбе с коррупцией (в знак протеста против данного решения президента несколько ведущих сотрудников комиссии подали в отставку). В том же году ведущие западные доноры отказались предоставлять Кении новые кредиты до того момента, пока страна не продемонстрирует видимых успехов в проведении реформ и преодолении коррупции.

Большой скандал в кенийско-британских отношениях произошёл в разгар политического кризиса 2008 года, когда высокий представитель Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии в Кении заявил, что выборы 2007 года не были демократическим волеизъявлением народа. Тогда кенийские власти заметили, что не нуждаются в признании результатов выборов «бывшими колониальными правителями».

Важным аспектом экономического диалога с Западом является и вопрос об открытии европейских и американских рынков для товаров (в основном сельскохозяйственных) из Кении и других развивающихся стран, который в настоящее время обсуждается в рамках ВТО. В 2007 году страны ВАС вели с ЕС переговоры о подписании новых соглашений об экономическом партнёрстве, которые должны были находиться в полном соответствии с нормами ВТО. Сложности, сопровождавшие этот процесс (участники переговоров опасались за ряд отраслей своих экономик, которые могли пострадать от форсированного снятия торговых барьеров), привели к тому, что заключение соглашения было решено провести в два этапа. С 1 января 2008 года вступили в силу временные соглашения (срок действия — год), тогда как переговоры по окончательному варианту должны продолжиться. Программа либерализации предполагает практически полную либерализацию европейских рынков для африканских товаров и постепенную (рассчитана в общей сложности на 25 лет) отмену тарифов африканскими странами.

Учитывая значительное влияние, уже оказанное ведущими странами мира на смягчение политического режима Кении в начале 1990-х годов, можно сделать вывод, что степень контроля ключевых акторов мировой экономики над процессами развития страны продолжает оставаться весьма значительной.

США являются важным партнёром Кении и в области стратегического сотрудничества. В 1980 году было подписано соглашение, в соответствии с которым американские вооружённые силы могут использовать для своих нужд порт Момбаса и два аэродрома на территории Кении (США прибегли к помощи кенийской стороны во время операции в Сомали в первой половине 1990-х годов и в дальнейшем неоднократно пользовались указанными объектами для контртеррористической деятельности на Ближнем Востоке и в районе Африканского Рога).

Соединённые Штаты неоднократно оказывали Кении финансовую и техническую помощь, направленную на модернизацию вооружённых сил и повышение навыков личного состава. Весной 2007 года стало известно, что американское правительство предоставит вооружённым силам страны новое снаряжение и оборудование, а также окажет услуги по переподготовке в общей сложности на сумму порядка 14 миллионов долларов. Помимо прочего, указанные средства будут направлены на развитие морского патрулирования, значимость которого возрастает в связи со всплеском пиратства у берегов Сомали и в окрестностях. Американская сторона также настаивает на повышении активности властей в борьбе с наркотрафиком и принятии особого закона о противодействии терроризму (о судьбе законопроекта см. в разделе «Внутренние конфликты и расколы»).

Давление со стороны зарубежных государств, в первую очередь Великобритании и США, по вопросам о борьбе с коррупцией и соблюдении прав человека может быть использовано кенийским руководством в качестве повода для фронды против Запада (в том числе с привлечением китайского фактора как орудия шантажа). Во внутренней политике такое давление может стать серьёзным популистским аргументом (влияние извне может быть провозглашено опасным, покушающимся на самостоятельность и самобытность государства, после чего прозвучит призыв к сплочению вокруг правящей партии/коалиции и борьбе против внутренних угроз, под определение которых может попасть и деятельность любой оппозиции).

Отношения с КНР и Индией. В XXI веке КНР является одним из ведущих партнёров Кении в самых разных областях экономического сотрудничества. Кенийская сторона отмечает традиционно дружеские отношения с КНР (восходят к 1960-м годам) и, в частности, то обстоятельство, что без китайского участия не удалось бы завершить ряд важных проектов, включая проекты в области дорожного строительства. В настоящее время кенийское руководство видит главной задачей снижение отрицательного сальдо в торговле с Китаем через более интенсивное проникновение на китайские рынки, где представлены кенийский кофе, чай, рыба, овощи и кожевенная продукция. Планируется развитие связей на таких перспективных направлениях, как телекоммуникации, машиностроение, энергетика и фармацевтика.

В апреле 2006 года было подписано соглашение, согласно которому китайская сторона осуществляет разведку нефтяных месторождений у берегов Кении.

Значительный интерес представляет Кения и для Индии. В первую очередь, он обусловлен важной ролью выходцев из Индии в экономике Кении, позволяющей индийским компаниям рассчитывать на определённые преимущества в освоении местного рынка (в 2004 году Индия была пятым по значимости импортёром для Кении). Нетрадиционным фактором проникновения индийского влияния является тесно связанная с Индией религиозная община исмаилитов, занимающая заметное место в общественной жизни Кении благодаря активному участию в благотворительной деятельности, развитию образовательной и медицинской инфраструктуры и так далее.

Кроме того, Кения представляет собой важный компонент концепции безопасности в зоне Индийского океана, постепенно набирающей влияние во внешней политике Индии. В соответствии с ней вокруг Индии будет постепенно создаваться своеобразный периметр стабильности, главные задачи которого на данный момент видятся в обеспечении беспрепятственного движения морского транспорта, доставляющего в Индию грузы стратегического значения (в первую очередь, нефти из стран Персидского залива, а также Судана и Египта), и контроле за региональной активностью КНР, также интенсивно развивающей разносторонние (в том числе военные) отношения со странами бассейна Индийского океана.

Кения уже является членом Ассоциации регионального сотрудничества стран Индийского океана (АРСИО), которая рассматривается как прообраз будущей системы международного взаимодействия в регионе, хотя в настоящее время непосредственные проблемы безопасности не входят в сферу интересов данной организации.

Перспектива конфликта интересов. С учётом проникновения на кенийский рынок и китайских, и индийских предпринимателей китайско-индийская конкуренция приобретёт для Кении и экономическое, и военно-политическое измерение.

Потенциальный конфликт приобретает ещё более сложную конфигурацию, если дополнительно принять во внимание интересы США, для которых значение Кении возрастает не столько в экономической области, сколько в сфере борьбы с террористической угрозой (Кения представляет собой удобный и сравнительно стабильный в политическом смысле плацдарм для возможных операций, затрагивающих Сомали и Судан). Новая роль Африки в стратегических планах США была дополнительно подчёркнута созданием в 2007 году отдельного командования для проведения военных операций на африканской территории. Сохранению значительного американского присутствия будут способствовать как прошлый опыт военно-стратегического и военно-технического сотрудничества, так и вызовы, отличные от террористической угрозы. Главным из них представляется усиление позиций КНР и Индии в бассейне Индийского океана и необходимость наблюдения за их деятельностью там.

Вместе с тем Кения, как и другие страны Тропической Африки (кроме Либерии), отказалась разместить на своей территории штаб Африканского командования ВС США, что привело к решению американских властей оставить штаб Африкома в Германии.

Отношения с Россией. Отношения между Кенией и СССР были установлены в 1963 году.

В политической области осуществляется периодический обмен посланиями на высшем и высоком уровнях, ведётся диалог по актуальным международным проблемам. Кения, как правило, положительно откликается на обращения о поддержке российских инициатив и кандидатур на выборные должности в учреждения ООН.

Товарооборот в 2008 году составил более 200 миллионов долларов США. Россия экспортирует стальной прокат, каучук, химикаты, панели солнечных батарей, небольшие партии товаров широкого потребления, импортирует чай, кофе, цветы.

Из российских частно-предпринимательских структур на кенийском рынке закрепились две — «Кенрусс» (медицинское оборудование, продвижение коммерческих стипендий в российские вузы) и «Русмоторз» (продажа автомобилей «УАЗ» и «КамАЗ»). В настоящее время «Русмоторз» расширил свои операции и на соседние с Кенией страны. В связи с продолжительной засухой в Кении Россия во взаимодействии с Всемирной продовольственной программой ООН оказала этой стране в 2007 и 2008 годах продовольственную помощь.

Минприроды России поддержало инициативу кенийцев о налаживании связей в области геологоразведки, добычи и переработки полезных ископаемых (в том числе титана), заключило неведомственное соглашение о сотрудничестве в области геологоразведки и освоения природных ресурсов.


←   Назад  |   Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией   |   Вперёд   →



 

Гидрогеология на службе социалистического строительства / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года (издательство «Издательство академии наук УзССР»).Гидрогеология на службе социалистического строительства
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1937 года ...
Франция / Книга в краткой и доступной для широкого круга читателей форме рассказывает о Франции — одной из крупнейших стран Западной Европы. Вначале автор описывает природные условия и на­селение Франции, особенности населённых пунктов. Затем характеризует хозяйство страны: промышленность, сель­ское хозяйствоФранция
Книга в краткой и доступной для широкого круга читателей форме рассказывает о ...
Очерки геологического прошлого Европейской России / В настоящее издание вошли «Очерки геологического прошлого Европейской России», автором которых стал известный отечественный геолог Александр Петрович Карпинский (1847–1936). Эти работы написаны очень простым и ясным языком. Они излагают геологическую историю огромной Русской платформы, на основе палОчерки геологического прошлого Европейской России
В настоящее издание вошли «Очерки геологического прошлого Европейской России», ...