Кения / Особенности партийной системы
В Кении существует значительное число партий, однако заметным политическим весом на сегодняшний день обладают только Партия национального единства (ПНУ) во главе с Мваи Кибаки и Оранжевое демократическое движение Раилы Одинги (ОДМ), добившиеся вместе со своими миноритарными союзниками наибольшего успеха на последних выборах.
Формирование партий по этническому принципу запрещено, однако на практике ПНУ получает основную поддержку от кикуйю и других близких к ним этносов (эмбу, меру и др.), а ОДМ — от луо и календжинов.
Считается, что в политическом процессе Кении, как и других независимых стран Африки, политические партии не стали играть обычную для западных стран роль, а превратились в соответствующее духу времени институциональное оформление общественных структур и процессов, возможное поступательное развитие которых было прервано либо заторможено в период колониального правления.
Исследователи таких партийных систем отмечают, что участвующие в них партии, как правило, не претендуют на защиту тех или иных идеологических построений. Вместо этого они воплощают этнопсихологическое мировосприятие и тому подобные концепции гораздо более высокого уровня обобщения. Поскольку все этносы Кении находятся примерно на одном уровне развития, подобная идейная специфика приводит к практически полному отсутствию межпартийных противоречий относительно стратегий развития страны.
Разница будет выражаться не в видении будущего, но в представлении о роли того или иного этноса в нем. Кенийский политик в борьбе за власть полностью зависит от поддержки своей этнической группы и в случае успеха должен будет оказывать её представителям всестороннюю протекцию.
Соответственно, избиратели голосуют не за программу действий (многие партии не разрабатывают её в принципе, целиком полагаясь на поддержку этнически родственного электората), а за конкретного лидера или представителя партии на местах.
Только относительно крупные оппозиционные партии позволяют себе конструктивную критику власти, в то время как прочие организации могут ограничиться требованиями пересмотра результатов выборов на разном уровне, что всё же представляется обоснованным ввиду широко распространённой практики фальсификаций в ходе избирательного процесса.
Деление партий по принципу принадлежности к тем или иным идеологическим направлениям неактуально.
Решающее значение принадлежит фактору этнической принадлежности большинства членов партии и электората, а также фактору пребывания у власти / в оппозиции. Оппозиция, несмотря на значительные организационные трудности, объединяется не вокруг программы, а в целях создания максимально репрезентативной коалиции этно-политических сил (формально представленных партиями), выступающих против политической монополии этноса, пребывающего у власти на данный момент. При этом правовые рамки и формы организации могут быть совершенно любыми.
Исторически партийная система Кении знала и период однопартийности, и три периода очевидного доминирования одной партии (КАНУ в 1963–1969 годы и 1992–2002 годы, НАРК в 2002–2007 годы). С другой стороны, если принять во внимание доминирующие этноклановые установки африканской политики и мимикрию, присущую африканским партийным системам, становится понятно, что и продолжительное однопартийное господство КАНУ, и восстановление многопартийной демократии в 1992–2002 годах имеют несколько иное содержание.
Правление КАНУ распадается на периоды этнополитического доминирования кикуйю (президентство Кениаты) и календжинов (президентство арап Мои), а победа Национальной коалиции радуги представляет собой восстановление у власти кикуйю (во главе с Мваи Кибаки), которые очень быстро продемонстрировали неготовность конструктивно сотрудничать с союзниками.
«Волна демократизации» в Африке, к которой отнесли и события 1992–2002 годов в Кении, оказалась в значительной степени политологической и публицистической абстракцией. Стало очевидно, что Национальная коалиция радуги боролась не столько за восстановление демократии, сколько за отстранение от власти неугодной доминирующей этнической группы (календжинов). В дальнейшем, когда Кибаки и его сторонники предприняли попытку устранить коалиционный характер НАРК и превратить её в унитарную партию, рыхлая коалиция раскололась по этнотерриториальным линиям.
В настоящее время в стране имеются определённые признаки тяготения к фактическому бипартизму (по принципу «все против правящей коалиции», который может в перспективе привести к возникновению двух относительно устойчивых политических организаций), но коалиции, идея которых присутствует и в соглашении 2008 года, пока неустойчивы.
Практика показала, что большие коалиции, являющиеся единственным способом заручиться поддержкой значительного полиэтничного электората, возникают ad hoc (не за что-то, а против кого-то) и быстро распадаются. Не успев добиться заметных результатов, распался Форум за восстановление демократии (ФОРД) — первый заметный эксперимент подобного рода, предпринятый кенийской оппозицией. Де-факто распалась Национальная коалиция радуги (НАРК), приведшая к власти нынешнего президента Кибаки и формально числившаяся правящей. Распад НАРК под влиянием внутренних противоречий вынудил Кибаки формировать накануне выборов 2007 года новую партию (Партия национального единства). Ещё до выборов от крупнейшей оппозиционной коалиции (ОДМ) откололась фракция в лице ОДМ-Кения.
Одну из серьёзных угроз демократии в будущем кенийские политики и исследователи видят в «бумажных партиях» — малых партиях и партиях-однодневках, которые могут не иметь адекватной инфраструктуры за пределами столицы и стабильного электората вне рамок той или иной этнической группы. Они приступают к активной деятельности только при проведении выборов, становятся объектом купли-продажи до и после выборов и тем самым выхолащивают суть демократической системы голосования.
Ограничения на финансирование партий были сняты в 1992 году, что создало условия для развития коррупции в этой сфере.
Последние три срока (1992–2007 годы) представительство в парламенте стабильно имели: КАНУ, Демократическая партия, а также различные фракции бывшего единого ФОРД.
← Назад | Особенности партийной системы | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Восточная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития
- Период британского правления
- Независимая Кения
- Конституционные основы и характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1964–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Исламский экстремизм и терроризм
- Конфликт на востоке страны (проблема Сомали)
- Конфликты из-за распределения ресурсов
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Африканское христианство
- Секта Мунгики
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальном собрании по итогам выборов 27 декабря 2007 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Кении в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП Кении, по данным Всемирного банка в 2010 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние, традиционные и нетрадиционные угрозы безопасности государства
- Положение Кении в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1997–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В этой книге читатели вместе с автором совершат увлекательное путешествие по ...
Автор, известный советский географ, сам много путешествовавший, делится в этой ...