Кения / Политическая роль военных/силовых структур
В истории Кении не было примеров успешных военных переворотов и военного правления. В 1964 году имели место волнения служащих 11-го батальона «кенийских стрелков» в провинции Рифт-Валли, вызванные стремлением солдат-африканцев улучшить условия службы и заменить оставшихся в войсках британских офицеров на местных. Аналогичные события параллельно разворачивались в Уганде и Танзании, и для подавления мятежа правительствам указанных стран пришлось обратиться за помощью к Великобритании. В отличие от соседних стран в Кении против мятежных военнослужащих не потребовалось применять даже меры устрашения, поскольку солдаты быстро сдались британскому контингенту. Неудачная попытка военного переворота произошла в 1982 году и была быстро подавлена.
Вместе с тем армия и органы охраны правопорядка, не оказывая ярко выраженного влияния на воззрения и действия правящих элит, играют в политике крайне важную роль. Они входят в число ключевых гарантов сохранения существующей политической системы, по мере сил сдерживая угрозу со стороны ярко выраженных экстремистов и сил оппозиции, тяготеющих к активному применению средств прямого воздействия на власти. Так, силовые структуры, сохранившие лояльность президенту Кибаки, своими действиями не допустили в 2008 году критического разрастания межэтнических столкновений. Силовые структуры также защищают целостность государственной территории, которая может быть поставлена под вопрос в случае бесконтрольного развития многочисленных конфликтов (особенно — конфликтов из-за ресурсов в приграничных областях).
Деятельность силовых структур часто сопряжена с неоправданной жестокостью и постоянно подвергается критике со стороны общественных кругов. Осуждение со стороны правозащитных организаций вызвала чрезвычайная мера, направленная на обуздание организованной преступности в городах страны. В 2005 году полиции был отдан приказ ликвидировать на месте любого человека, замеченного с незаконно приобретённым оружием в руках. Разгром секты Мунгики в 2007 году, несмотря на одиозную репутацию этой организации, также вызвал неоднозначную реакцию общественности, хотя после него уровень преступности на время упал до рекордно низких показателей. В ходе политического кризиса 2008 года оппозиция назвала действия полиции «преступными» и заявила о намерении обратиться по их поводу в Международный уголовный суд.
Полное отсутствие механизмов гражданского контроля над военными и прочими силовыми структурами компенсируется отсутствием заметных традиций милитаризации в политической жизни Кении. Комплектование родового и сержантского состава осуществляется по контракту, однако не исключено обращение властей к идее комплектования по призыву.
Военные расходы растут сравнительно невысокими темпами и заметно ниже аналогичных показателей в конце 1980-х годов. Вместе с тем экспертные комментарии и общественное мнение свидетельствуют о том, что расходы на оборону воспринимаются как непропорционально большие для весьма немногочисленных вооружённых сил. Кроме того, коррупция в силовых структурах ведёт к тому, что, несмотря на крупные затраты, технологическая модернизация идёт неудовлетворительно низкими темпами.
← Назад | Политическая роль военных/силовых структур | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Восточная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития
- Период британского правления
- Независимая Кения
- Конституционные основы и характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1964–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Исламский экстремизм и терроризм
- Конфликт на востоке страны (проблема Сомали)
- Конфликты из-за распределения ресурсов
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Африканское христианство
- Секта Мунгики
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальном собрании по итогам выборов 27 декабря 2007 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Кении в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП Кении, по данным Всемирного банка в 2010 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние, традиционные и нетрадиционные угрозы безопасности государства
- Положение Кении в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1997–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека