Зимбабве / Правительство Р. Мугабе
Заняв пост премьер-министра, Р. Мугабе ввёл в состав кабинета нескольких известных представителей белой общины. В начале 1980-х годов правительство не стремилось изменить характер экономической системы, контролировавшейся по большей части белыми, которым были даны заверения в том, что их собственности не угрожает опасность конфискации. Вместе с тем ряд действий правительства в экономической сфере негативно сказался на стабильности социальной и политической системы. Политика ограничения импорта, общая неразвитость инфраструктурных отраслей привели к уменьшению инвестиций и сокращению производства.
Крайне непоследовательно реформировались земельные отношения, обещанный доступ безземельных африканцев к земле институционально не был подкреплён, что привело в 1985 году к беспорядкам в юго-западных окраинах страны, населённых преимущественно ндебеле. Беспорядки были направлены не только против белого населения, но и против правительства. Волнения жестоко подавлялись на протяжении нескольких последующих лет, что лишь усиливало разногласия между различными этническими и политическими группами Зимбабве. Политические организации стремились заручиться поддержкой разных социальных и этнических сил. Так, ЗАПУ опирался преимущественно на юго-западные районы, населённые ндебеле, а ЗАНУ пользовался поддержкой более широких слоев населения. Это привело к тому, что на выборах в 1985 года ЗАНУ получил 76 % голосов, что увеличило его представительство в парламенте до 64 мест. В 1987 году истёк срок действия конституционного положения об отдельном избрании 20 парламентариев среди белого населения, поэтому образовавшиеся вакансии были заполнены 20 назначаемыми парламентариями, из которых 11 принадлежали к белой общине. В это же время была сделана вторая поправка к конституции, сделавшая главой исполнительной власти президента. Р. Мугабе стал президентом, а лидер ЗАПУ Джошуа Нкомо — министром, а затем — вице-президентом. В том же году ЗАНУ и ЗАПУ объединились в новую организацию под названием ЗАНУ — Патриотический фронт.
В конце 1980-х — 1990-х годов серьёзной проблемой для правительства стали волнения среди студентов. В 1988 году студенты Университета Зимбабве осудили его действия и организовали камланию протеста с призывами покончить с коррупцией и растратой государственных средств, решить проблемы безземельных крестьян и улучшить отношения с профсоюзами.
В марте 1990 году прошли очередные выборы в парламент. Слившимся в Патриотический фронт ЗАНУ и ЗАПУ в этот раз противостояла новая оппозиция — политическая организация — Движение единства Зимбабве. Её возглавил один из бывших руководителей ЗАНУ Эдгар Текере. На выборах победу одержал Патриотический фронт, завоевавший 116 из 120 мест в парламенте.
Похожим образом развивались события и в 1995 году, когда выборы вновь выиграла партия Р. Мугабе, получив 147 из 150 мест. В 1996 году Мугабе был переизбран президентом страны.
В конце 1997–1998 годов в Хараре и других городах страны имели место эпизодические выступления против правительства Мугабе, которое обвинялось в коррупции, экономических бедах и в отправке военного контингента в Демократическую Республику Конго.
В 1998 году Мугабе объявил о внесении изменений в конституцию, а в 1999 году создал конституционную комиссию по разработке проекта новой конституции. Одна из его статей предусматривала возможность изъятия фермерских земель без выкупа. Это положение вызвало протест не только у оппозиции, но и среди сторонников и даже ближайшего окружения президента Мугабе. Был проведён всенародный референдум по вопросу внесения изменений в конституцию, на котором 54,6 % участников выразили своё несогласие с подобным порядком перераспределения земель.
В 2000 году правящая партия проигнорировала факт несанкционированного захвата африканцами нескольких ферм, принадлежавших белым фермерам. Суд признал эти действия противозаконными, однако президент в официальном выступлении поддержал африканцев и осудил белых фермеров за их нежелание продавать землю и пообещал наделить земельными участками 1 миллион жителей, после чего по стране прокатилась волна захватов ферм африканцами и произошло несколько случаев убийства белых фермеров.
Договорённости о предоставлении Зимбабве независимости (Ланкастерские соглашения 1979 года) предусматривали постепенную передачу коренному населению земель, находившихся в то время под контролем белых поселенцев — потомков английских колонистов (около 5 тысяч ферм). Правительство Великобритании при этом взяло на себя обязательство выплатить белым фермерам соответствующую компенсацию.
Земельная реформа осуществлялась в течение 1980–1990-х годах, и английское правительство хотя медленно и непоследовательно, но выполняло свои обязательства.
В конце 1990-х годах в Зимбабве ухудшилась продовольственная ситуация в связи с обрушившейся на страну засухой. В этих условиях африканские фермеры оказались не в состоянии произвести необходимое количество продовольственного зерна (на фермах белых производился в основном табак на экспорт).
Стремясь решить проблему острого земельного голода, правительство Зимбабве поставило перед Лондоном вопрос об ускорении реформы и соответственном увеличении объёма компенсаций.
Однако лейбористское правительство Т. Блэйра, пришедшее к тому времени к власти, заняло жёсткую позицию в этом вопросе и отказалось пойти навстречу требованиям зимбабвийцев, а затем вообще перестало выплачивать компенсации, отрёкшись таким образом от своих обязательств по Ланкастерским соглашениям.
Власти Зимбабве самостоятельно продолжили реализацию земельной реформы, которая к настоящему времени в основном завершена. Вопрос же о выплате белым фермерам компенсаций за землю остался открытым (правительством выплачивается лишь компенсация за сельхозтехнику, жилье, хозяйственные постройки и улучшение земель). В 2006 году парламентом страны принята поправка к конституции, разрешающая белым фермерам брать их конфискованные хозяйства в аренду сроком на 99 лет с правом наследования.
В Лондоне стали обвинять правительство Р. Мугабе в нарушении прав белых поселенцев, и в отношениях между двумя странами возник политический кризис, который усугубился острой личной неприязнью между Т. Блэйром и Р. Мугабе. Англичане прибегли к тактике давления на зимбабвийское руководство, провоцируя, в частности, обострение отношений между правительством и оппозиционным Движением за демократические перемены (ДДП), которое было фактически создано в 2000 году при их политической и материальной поддержке. Правительство нового премьер-министра Великобритании Г. Брауна в полной мере сохраняет преемственность этого курса, основная цель которого — смена неудобного для Лондона политического режима в Зимбабве и, прежде всего, отстранение от власти его бессменного лидера.
В феврале 2002 года Великобритания инициировала введение странами Евросоюза антизимбабвийских санкций (продлены в феврале 2008 года ещё на двенадцать месяцев), которые включают визовые ограничения, блокирование операций с банковскими активами широкого круга представителей зимбабвийского руководства (131 человек), запрет на любые военные и коммерческие сделки с их участием. В декабре 2008 года руководство ЕС приняло решение расширить этот «чёрный список» до 179 человек.
Вашингтон параллельно усиливает давление на официальный Хараре. Бывший президент США Дж. Буш подписал 25 июля 2008 года специальное распоряжение о введении новых санкций против Зимбабве. Документ, в частности, предусматривает замораживание размещённых в США активов лиц, приближенных к президенту Р. Мугабе, а также ряда зимбабвийских компаний либо предприятий с их участием. Американским физическим и юридическим лицам запрещено вступать с ними в какие-либо деловые отношения.
Однако наибольший урон экономике страны наносят не официально декларированные санкции, а негласно осуществляемая уже несколько лет практически полная финансовая блокада Зимбабве, разрушившая систему денежного обращения страны и спровоцировавшая острый социально-экономический кризис.
Западники проводят также массированную антизимбабвийскую кампанию в СМИ, ориентированную на создание выгодного им представления о положении дел в Зимбабве (нарушение прав человека, принципов демократии, неэффективное управление страной) и нацеленную своим остриём лично против Р. Мугабе.
В 2000 году состоялись очередные выборы в Национальную ассамблею (парламент), на которые не были допущены западные, иностранные наблюдатели. Победил в очередной раз Африканский национальный союз Зимбабве — Патриотический фронт, которому достались 67 мест. 57 мест завоевала созданная в 1999 году на основе профсоюзов оппозиционная партия Движение за демократические перемены (ДДП). 1 место досталось Африканскому национальному союзу Зимбабве-Ндонга. Оппозиция выступила с протестом против результатов выборов и обжаловала их в Верховном суде. Суд признал некоторые доводы обоснованными, но не отменил результатов.
На президентских выборах 2002 года оппозиционные партии выдвинули единого кандидата — Моргана Цвангираи. На выборах победил Мугабе, набрав 56,2 %. Цвангираи набрал 42 %. Оппозиционное ДДП оспорило результаты и этих выборов. Поддерживавшие оппозицию англосаксонские страны и ЕС не признали их результатов.
В период 2000–2002 годов началось падение сельскохозяйственного производства, экспорта табака, хлопка и другой товарной продукции, сопровождавшееся энергетическим кризисом. К 2005 году в стране сложилось крайне тяжёлое экономическое положение, выход из которого правительством не найден до сих пор. Ощущается острая нехватка продуктов питания и товаров первой необходимости. Вновь усугубился топливный кризис. Серьёзной социальной проблемой остаётся безработица (в 2002 году она составляла 70 %), особенно среди молодёжи.
В 2006–2007 годах экономический кризис в стране вышел на новый виток: инфляция превысила 1000 %, в стране начались перебои с поставками электроэнергии.
В настоящее время внутриполитическая ситуация в Зимбабве остаётся достаточно сложной.
29 марта 2008 года в стране произошли всеобщие выборы. По итогам первого тура президентских выборов действующий президент Р. Мугабе набрал 43 %, лидер оппозиционного движения за демократические перемены (ДДП) М. Цвангираи — 47 %, то есть ни один из кандидатов не получил более 50 % голосов, необходимых для победы. В связи с этим ЦИК объявил о проведении второго тура президентских выборов 27 июня 2008 года.
В ходе подготовки к выборам в некоторых районах страны отмечались стычки между сторонниками противоборствующих политических партий, в ходе которых погибло более 80 человек с обеих сторон. Западники же полностью возлагали ответственность за это на руководство Зимбабве и лично Р. Мугабе.
Обвинив правительство в нежелании пресечь насилие и нападки на оппозицию, М. Цвангираи объявил 22 июня 2008 года о своём отказе от участия в выборах, спровоцировав тем самым политический кризис.
27 июня 2008 года состоялся второй тур президентских выборов, на которых убедительную победу одержал Р. Мугабе (М. Цвангираи, фамилия которого осталась в бюллетене, набрал 14 % голосов). 29 июня того же года Р. Мугабе был приведён к присяге в качестве главы государства.
На саммите Африканского союза в Египте 1 июля 2008 года была принята резолюция по Зимбабве с призывом к власти и оппозиции вступить в политический диалог и сформировать правительство национального единства, а также с подтверждением мандата на продолжение посреднических усилий Сообществом развития Юга Африки (САДК) в процессе внутризимбабвийского урегулирования. Кроме того, в документе содержалось прямое обращение ко всем заинтересованным сторонам и государствам с призывом воздерживаться от любых действий, которые могли бы негативно отразиться на климате диалога.
Не проходившей в Японии 7–9 июля 2008 года встрече лидеров «восьмёрки» её участники одобрили заявление по Зимбабве, в котором выражается поддержка решений последнего саммита Афросоюза применительно к Хараре. Наряду с этим отмечалась готовность принятия мер, включая введение финансовых и иных ограничений в отношении лиц, которые несут ответственность за насилие.
11 июля 2008 года США внесли на рассмотрение в Совет Безопасности ООН проект резолюции по Зимбабве, который квалифицировал ситуацию в этой стране как угрожающую международному миру и безопасности в регионе и предполагал введение в отношении Хараре санкций. Однако Россия наряду с Китаем, ЮАР, Вьетнамом и Ливией проголосовала против принятия данного проекта резолюции, расценив это как попытку вмешательства Совета Безопасности во внутренние дела государств, которая не только противоречила Уставу ООН, но и нанесла бы ущерб развитию межзимбабвийского диалога. В результате резолюция не прошла.
21 июля 2008 года президент Р. Мугабе и лидеры двух фракций оппозиционного Движения за демократические перемены М. Цвангираи и А. Мутамбара подписали Меморандум о взаимопонимании, предусматривающий проведение переговоров с целью выработки всеобъемлющего политического соглашения, включая формирование правительства национального единства.
После длительных и напряжённых переговоров при посредничестве бывшего президента ЮАР Т. Мбеки Р. Мугабе, М. Цвангираи и А. Мутамбара подписали 15 сентября 2008 года всеобъемлющее политическое соглашение, предусматривающее формирование коалиционного правительства.
Однако процесс внутриполитического урегулирования в Зимбабве до недавнего времени постоянно пробуксовывал. Главной причиной этого служила деструктивная позиция лидера ДДП, который по указке своих западных спонсоров, прежде всего США и Великобритании, выдвигал все новые и новые требования, заведомо неприемлемые для президента Р. Мугабе и противоречащие решениям САДК. В частности, это касалось получения дополнительных постов министров, губернаторов провинций, послов и так далее.
В настоящее время обстановка в Зимбабве постепенно стабилизируется. Создаются условия для постепенного снижения накала политической борьбы, решения острых социально-экономических проблем.
В начале февраля 2009 году парламент страны принял так называемую 19-ю поправку к Основному закону. В соответствии с ней был введён пост премьер-министра, на который назначен лидер ДДП М. Цвангираи. 13–16 февраля 2009 года было сформировано коалиционное правительство с участием представителей оппозиции.
Это стало возможным во многом благодаря последовательно посреднической линии САДК, активно поддержанной Африканским союзом, нацеленной на продолжение внутризимбабвийского диалога с целью поиска политических решений имеющихся разногласий.
Тем не менее обстановка в Зимбабве в целом пока остаётся тяжёлой. В связи с неурожаем половина населения страны зависит от продовольственной помощи извне. Местные власти прилагают усилия с целью обуздания вспыхнувшей эпидемии холеры, от которой погибло уже более 2 тысяч человек.
С учётом тяжёлой гуманитарной ситуации в Зимбабве российской стороной предпринимаются шаги по оказанию срочной продовольственной помощи этой стране. Ранее нами уже была достигнута договорённость с руководством Всемирной продовольственной программы ООН (ВВП) об использовании на эти цели части российского взноса в 2009 году на сумму 2 миллиона долларов США.
Кроме того, правительство Российской Федерации приняло в декабре 2008 года решение о выделении дополнительных средств на сумму 1 миллион долларов США по линии ВПП. 25 февраля 2009 года самолётом МЧС России в Зимбабве доставлена первая партия продовольственной помощи (38 тонн муки и 58 тонн подсолнечного масла).
16 марта 2013 года в Зимбабве проходил Конституционный референдум для одобрения проекта новой Конституции страны. Начиная с июня 2011 года референдум несколько раз откладывался. После того как был одобрен проект новой конституции, прошли президентские выборы. 3 августа 2013 года Центризбиркомом Зимбабве было объявлено, что Роберт Мугабе в очередной раз выиграл президентские выборы с результатом в более чем 60 %. Оппозиция результаты выборов бойкотировала.
← Назад | Правительство Р. Мугабе | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Восточная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Доколониальный период
- Британская колонизация и политика сегрегации
- Борьба за независимость
- Обретение независимости
- Правительство Р. Мугабе
- Нацие- и государствообразование
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате собраний по итогам парламентских выборов 31 июля 2013 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Зимбабве в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП Зимбабве, по данным Всемирного банка в 2010 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Положение Зимбабве в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1998–2008 годах
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Научная работа, выполненная советскими учёными по изучению природных условий, ...
Приводятся сведения о растительности Европейской части СССР и Кавказа (в том ...