Египет / Египет при Хосни Мубараке
По итогам референдума 13 октября 1981 года Мубарак был избран президентом Египта. Придя к власти, он осуществил частичную либерализацию общественной жизни. Возобновились деятельность оппозиционных партий и выпуск оппозиционных газет. Одновременно он жестоко подавил выступления исламских экстремистов: 300 человек были арестованы, четверо участников убийства Садата отданы под суд и казнены. Введённый в октябре 1981 года закон о чрезвычайном положении остался в силе.
В области внешней политики Мубарак сохранил общую ориентацию на США и западные государства, но предпринял меры по улучшению отношений с другими арабскими и мусульманскими странами. Были восстановлены дипломатические отношения с Иорданией, возобновлено военное сотрудничество с Саудовской Аравией и странами Персидского залива. Египет вернулся в Организацию Исламская конференция и Лигу арабских государств.
В первой половине 1980-х годов Мубарак провёл реорганизацию правительственного и партийного аппарата, вытеснив из него сторонников Садата и чиновников, замешанных в коррупции. В области экономики, не отказываясь от проводимой Садатом политики инфитаха, он попытался переориентировать капиталовложения на сферу производства, несколько укрепил государственный сектор и государственное регулирование ключевых отраслей.
Правительство старалось сохранять субсидирование цен на товары и услуги первой необходимости. Но рост дефицита торгового баланса, увеличение внешнего долга и экономические трудности побудили правительство во главе с премьер-министром Али Лютфи (1984–1986 годы) пойти на введение мер жёсткой экономии и поэтапную ликвидацию государственных субсидий. В ответ вспыхнули бунты, забастовки и волнения 1986 года, в ходе которых против правительства выступили даже полицейские. В результате их подавления более 100 человек были убиты, сотни ранены. Назначенный в 1987 году новый премьер-министр Атеф Сидки вновь укрепил меры государственного регулирования и договорился с Международным валютным фондом об отсрочке погашения внешнего долга.
В мае 1990 года Конституционный суд признал результаты парламентских выборов 1987 года недействительными, а избирательный закон, предусматривавший выборы по спискам, — антиконституционным. Президент Мубарак провёл референдум о роспуске парламента и, получив поддержку населения, назначил новые выборы. На них в ноябре — декабре 1990 года. вновь победила правительственная национал-демократическая партия.
В 1990–1991 годах Египет поддержал Запад в конфликте с Ираком из-за Кувейта, что вызвало бурные протесты в стране. Но взамен США, Саудовская Аравия и страны Персидского залива списали Египту долги на сумму 15 миллиардов долларов, а затем западные страны-кредиторы заявили о готовности списать Египту половину его внешней задолженности. Условием этих мер было проведение структурных реформ рыночного характера. Одновременно Египет искал пути улучшения отношений со своими прежними соперниками в арабском мире — Сирией и Ливией.
В начале 1990-х годов обострились отношения Египта с Суданом из-за пограничных споров и обвинений в адрес южного соседа в поддержке исламских террористов. В 1995 году Египет выслал группу суданских граждан из спорного района Халаиб и ввёл въездные визы для суданцев. В ответ Судан пригрозил разорвать соглашения с Египтом о пользовании водой Нила. Отношения с Суданом улучшились только к концу 1990-х годов после выхода из суданского военного правительства крайних исламистов.
В октябре 1993 года Мубарак был переизбран на новый срок. В ноябре — декабре 1995 года в Египте прошли очередные выборы в Народное собрание, вновь принёсшие победу правящей партии НДП. Однако явка избирателей была очень низкой (только 13 % в Каире). В ходе столкновений между сторонниками соперничавших партий и кандидатов погибли 70 человек, 800 получили ранения. Оппозиция обвинила правительство в подтасовке выборов и коррупции. Подвергшийся критике за злоупотребления в ходе выборов премьер-министр Азиз Сидки ушёл в отставку. В январе 1996 года президент Мубарак назначил премьер-министром экономиста и бывшего министра планирования Камаля Ахмеда аль-Гансури, которому было поручено форсировать экономические реформы и приватизацию. Вместо шоковых мер, предложенных МВФ, правительство ориентировалось на «плавный переход» к рыночной экономике. В 1997 году был введён в действие закон, частично пересматривавший аграрную реформу 1952 года (переход на рыночные условия и ставки аренды земли). К концу 1998 года Египет завершил выполнение программы структурных экономических реформ. Были осуществлены приватизация государственных предприятий, сокращены субсидии на поддержание низких цен на продукты питания и услуги; уровень инфляции сократился с 20 до 4,3 %.
С середины 1990-х годов руководство Египта пошло на свёртывание демократических процессов. В мае 1995 года Народное собрание одобрило закон о печати, согласно которому полагалось тюремное заключение за распространение ложной информации и клевету на официальных лиц. В декабре 1996 года власти арестовали членов различных оппозиционных партий, обвинив их в «планировании заговора с целью свержения правительства». С 1998 года гонения на оппозицию усилились. В мае 1999 года парламент принял закон, вводивший государственный контроль над неправительственными организациями.
На протяжении 1990-х годов египетское правительство продолжало борьбу с исламским экстремизмом. После убийства в октябре 1990 года председателя парламента Рифаата аль-Махджу было арестовано около тысячи фундаменталистов. После нападений исламистов на коптов Народное собрание приняло в июле 1992 года серию антитеррористических законов, которые расширяли полномочия сил безопасности; более 300 фундаменталистов было арестовано в различных частях страны.
В ноябре 1992 года муллы города Асьют на юге страны призвали к вооружённой борьбе против «несправедливого и коррумпированного» режима и созданию исламского государства на основе Корана. Власти арестовали более 430 фундаменталистов, обвинив их в подготовке террористических нападений, поставили все мечети и места молитв под свой контроль и запретили политические заявления во время богослужений. В 1993 Верховный суд приговорил к смерти 7 исламских экстремистов; они были казнены в июле. Всего за январь 1993 — январь 1995 года к смерти были приговорены 74 человека, 2/3 приговоров приведены в исполнение.
С января 1995 года власти развернули также репрессии против «Братьев-мусульман». В оплоте фундаменталистов — провинции Асьют в феврале 1996 года шли ожесточённые столкновения с полицией. В феврале 1997 года 9 человек погибли при взрыве в коптской церкви. В начале 1999 года был проведён массовый процесс над 107 исламистами. «Джамаа аль-исламийя» объявила о прекращении вооружённой борьбы, и власти выпустили на свободу более тысячи членов организации. В сентябре 1999 года лидер «Джамаа аль-исламийя» погиб в перестрелке с полицией. Вопреки возражениям исламских кругов, Народное собрание приняло в 2000 году закон о разводе, дающий возможность женщинам расторгать брак без объяснения причин в суде.
В сентябре 1999 года Мубарак был переизбран на пост президента на четвёртый срок. Он назначил новым премьер-министром Атифа Обейда. Правительство продолжило приватизацию государственных предприятий, пытаясь увеличить египетские запасы иностранной валюты. В октябре — ноябре 2000 года в Египте прошли очередные выборы в Народное собрание. Победа вновь досталась правящей НДП, которая вместе с близкими к ней независимыми получила 388 мест. Левой достались 14 мандатов, правой и центристской — 8. Кандидаты «Братьев-мусульман», выступавшие как независимые, завоевали 17 мест.
После терактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года Египет заявил о поддержке борьбы с терроризмом. Однако от участия в операциях против Ирака в 2003 году он отказался, призвав к мирному решению конфликта.
Под давлением США 16 февраля 2005 года Мубарак выступил с конституционной инициативой отменить существующий порядок избрания главы государства путём общенародного референдума по одной кандидатуре, выбранной депутатами парламента. Согласно новой редакции статьи, выборы должны проходить на прямой и альтернативной основе, в них могут принять участие кандидаты, получившие поддержку 250 депутатов обеих палат парламента, а также законодательных собраний как минимум 14 провинций. Выдвигать своих кандидатов могут лишь партии, зарегистрированные более пяти лет назад. 11 мая Народное собрание утвердило поправки, а 26 мая 2005 года они были утверждены также на референдуме. На выборах, прошедших 7 сентября, в поддержку Мубарака высказалось 88,6 % избирателей (помимо него в выборах принимали участие 9 кандидатов).
С 25 января 2011 года в Египте не прекращались массовые народные волнения, ставшие частью «Арабской весны» и переросшие в гражданское восстание между сторонниками президента Хосни Мубарака и оппозицией. Результатом волнений стала отставка 11 февраля 2011 года Хосни Мубарака. После его отставки власть в стране официально (но вопреки Конституции АРЕ) была передана Высшему совету Вооружённых сил во главе с Мухаммедом Хусейном Тантави. 17 июня 2012 года состоялся второй тур президентских выборов в Египте, победу одержал Мухамед Мурси, бывший председатель Партии свободы и справедливости, которая была образована «Братьями-мусульманами». 3 июля 2013 года в результате акции протеста, которая собрала десятки тысяч человек и была поддержана вооружёнными силами страны, Мурси был смещён с поста президента Египта. Временно исполняющим обязанности президента Египта назначен Адли Мансур.
← Назад | Египет при Хосни Мубараке | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Северная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Языки (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития
- Период Арабского халифата
- Правление династии Фатимидов
- Правление династии Айюбидов
- Государство мамлюков
- Египет в составе Османской империи
- Правление Мухаммеда Али и его наследников
- Период английского правления
- Период ограниченной независимости
- Египет при Гамале Насере
- Египет при Анваре Садате
- Египет при Хосни Мубараке
- Нацие- и государствообразование
- Конституционные основы, характеристика формы правления и конституционные гарантии
- Форма правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1953–2014 годах
- Премьер-министры Египта (в республиканский период) в 1952–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Особенности избирательной системы
- Территориально-государственное устройство, местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Египта в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Общая характеристика хозяйства в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Политический и гуманитарный «вес» страны в мире
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Египта в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1998–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В учебном пособии рассмотрена природа материков и океанов Земли. Характеристика ...