Джибути / Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
Бремя традиционных (военно-политических) внешних и внутренних угроз безопасности государства для Республики Джибути в настоящее время может быть оценено как среднее (после прекращения гражданской войны 1991–2001 годов). В 1992 году после принятия конституции страны, которая вводила в действие ограниченную многопартийную систему, начались вооружённые столкновения между правительственными войсками и Афарским фронтом восстановления единства и демократии (ФРУД) на северо-востоке страны. Фактически произошло противостояние политических сил (ФРУД выступала как оппозиция) и этнических (ФРУД — организация народности афар, а правительство в основном состояло из народности исса).
В 1994 году правительство и основная фракция ФРУД подписали соглашение о разделении властных полномочий, тем самым формально положив конец гражданской войне. Это было связано с необходимостью легитимизации власти как самого правительства, так и влияния ФРУД в стране. При этом радикальное звено ФРУД продолжало вооружённые действия против войск правительства. В 2000 году правительство и радикальное звено ФРУД подписали окончательное мирное соглашение, и таким образом гражданская война была завершена. Практически в ходе гражданской войны как правительство страны, так и военизированные формирования оппозиции (в роли которой выступила ФРУД, образованная изначально по этническому принципу) неоднократно нарушали конституционные нормы страны. Это показывает, что угроза безопасности государства и государственности в стране находится на среднем уровне.
В Джибути продолжается социально-политическое противостояние этнических групп афар и исса, однако вооружённые столкновения отсутствуют либо незначительны. Легальные сецессионистские движения незначительны, или их деятельность сильно затруднена в связи с жёстким контролем со стороны правительства.
В настоящее время в связи с тем, что Джибути поддерживает экономические связи с руководством Сомалиленда, а также продолжает осуществлять политическое взаимодействие с отдельными группами на территории Сомали, существуют претензии со стороны правительств Сомали и Сомалиленда в отношении разделения ответственности над территориями приграничных районов и точной демаркации границы.
В июне 2008 года получил развитие пограничный конфликт с Джибути на основе территориального спора в отношении Рас-Думейра, который находился в латентном состоянии с 1995 года. 14 января 2008 года СБ ООН принял резолюцию 1862, поддерживающую вывод войск Джибути с неразграниченной территории, и осудил отказ Эритреи вывести войска. Эритрее был поставлен срок в 5 недель для вывода войск на исходные позиции. Эритрея не выполнила этого условия. В июне 2008 года начались военные действия между Эритреей и Джибути. США осудили агрессию Эритреи, которая не взяла на себя ответственность за начало действий. В апреле 2009 года ООН осудили Эритрею за невыполнение требований по выводу войск. Эритрея отрицала присутствие своих войск на территории Джибути. В августе ООН призвало Эфиопию и Эритрею выплатить взаимные компенсации за ущерб от войны 1998–2000 годов. В декабре 2009 года ООН ввела санкции против Эритреи в связи с подозрением поддержки Эритреей исламистов в Сомали. В июне 2010 года Эритрея и Джибути официально согласились прийти к мирному разрешению двустороннего конфликта.
За период с 1998 по 2008 годы территория Джибути не подвергалась масштабной угрозе терроризма. Единственный инцидент такого характера имел место в 2004 году на железной дороге Джибути — Адаис-Абеба в связи с подрывом мины, в результате которого пострадали 6 человек. Правительство Джибути приняло решение в ответ на этот террористический акт (никто ответственность за него на себя не взял) временно приостановить эксплуатацию железной дороги. Во время гражданской войны вооружённые оппозиционные группировки неоднократно устраивали теракты против правительственных сил (последний по времени произошёл в 1997 году и унёс жизнь 11 военнослужащих).
Республика Джибути впервые была включена в индекс восприятия коррупции международной неправительственной организации «Transparency International» в 2007 году и заняла 109-е место в мире с показателем 2,9 (на региональном уровне занимает 17-е место из 52).
Джибути не сталкивается с угрозой сокращения численности населения: согласно Докладу ПРООН «О развитии человека 2007/2008», ежегодный прирост населения в Джибути в период 1975-2005 годов составлял 4,3 %, в 2005–2015 годах прогнозируется положительный прирост населения, который составит 1,7 % в год.
Согласно официальной точке зрения, имеющийся уровень миграции (2006 год) является избыточным. Это связано с продолжающимся противостоянием кланов в Сомали (фактически — гражданская война), конфликтом Эфиопия — Сомали, а также напряжённостью в Судане. Из этих стран на территорию Джибути прибывают беженцы. В связи с данной ситуацией правительство считает необходимым принимать меры по уменьшению миграции в страну. Уровень эмиграции из страны власти оценивают как приемлемый.
← Назад | Внешние и внутренние угрозы безопасности государства | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Восточная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1977–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Джибути в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Положение Джибути в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2011 годах
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В монографии обобщены результаты многолетних (1958–2004 годы) гидробиологических ...