Джибути / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Джибути является членом ООН и группы организаций ООН, ВТО (с 3 мая 1995 года), Группы 77, ИКАО, ИГАД, Африканского союза, МВФ, Интерпола, Агентства Франкофонии, группы АКТ, Банка африканского развития, Арабского фонда экономического и социального развития, Арабского валютного фонда, КОМЕСА, Организации международного Красного Креста и Полумесяца, Лиги арабских государств и др.
У Джибути традиционно приоритетную направленность имеют отношения с Францией (во многом в рамках Франкофонии) и с региональными соседями (в том числе — с Лигой арабских государств). С Францией Джибути заключила целый ряд соглашений о военном и экономическом сотрудничестве, а также договор в области образования, согласно которому студенты из Джибути имеют льготы при поступлении на программы обучения во Франции (при соблюдении условия знания французского языка). В военной сфере ведётся активное сотрудничество, в основном в области подготовки военных двух стран к ведению международных антитеррористических операций. При этом Франция в начале гражданской войны 1990–1992 годов в Джибути нарушила договорённости и ввела контингент войск на территорию страны для контроля за ходом перемирия между сторонами конфликта. В 1994 году отношения между Джибути и Францией улучшились в связи с заключением договора о предоставлении Джибути помощи со стороны Франции сроком на 10 лет. При этом реальный объем помощи с каждым годом уменьшался.
В последние годы Джибути активно развивает отношения с Японией и Китаем.
После 2001 года Джибути стала расширять отношения с США, во многом из-за усилий США по созданию антитеррористических баз в районе Сомали. В частности, Джибути присоединилась к войне против терроризма, которую развернули США. В настоящее время на территории Джибути при содействии США были созданы несколько военных баз, в которых ведётся подготовка состава вооружённых сил двух стран по противодействию международному терроризму.
На отношения Джибути с соседними государствами оказало сильное влияние противостояние на Африканском Роге, в частности кризисы в Сомали и противостояние между Эфиопией и Эритреей. В основном негативное воздействие от этих кризисов выразилось в массированном потоке беженцев на территорию Джибути. В частности, после первого сомалийского кризиса 1991 года в связи с падением режима Сиада Барре и одновременно с падением режима Менгисту в Эфиопии в 1991 году, на территорию Джибути одновременно были направлены 2 потока беженцев. Официальное число беженцев составило около 100 тысяч человек. Массовые потоки беженцев и вынужденных переселенцев на территорию Джибути имели место после Огаденского кризиса в 1983 году, а также в 1986 году, начале 1990 года, в 1995, 1998 и 2000 годах. В 2003 году правительство Джибути приняло решение о высылке 80 тысяч нелегальных мигрантов из Сомали и Эфиопии.
Отношения с Сомали в период после обретения независимости Джибути во многом определялись тем, что Сомали рассматривала Джибути как территорию, которая должна быть возвращена в состав бывших французских колоний путём присоединения к Сомали. В начале 1990 года тайная поддержка Сомалийского национального движения (оппозиции Сиада Барре) со стороны Джибути привела к ухудшению отношений с Сомали и милитаризации границы. При этом Сомали закрыло морскую границу в отношении судов Джибути, что вызвало массовые столкновения на территории Джибути между народностями афар и исса (близкими к сомалийцам).
Отношения Джибути с Эритреей во многом зависели от заявленного воинственного политического курса Эритреи, которая в 1996 году заявила о своих правах на территории Северного Джибути, что привело к вооружённым столкновениям. Этот спор был разрешён при посредничестве Африканского союза (ОАЕ), Буркина-Фасо и Зимбабве. В ноябре 1998 года дипломатические отношения между Джибути и Эритреей были прерваны и возобновлены только после формального подписания мирного соглашения между Эфиопией и Эритреей в 2000 году. В 2001 году президенты Джибути и Эритреи обменялись визитами, и с этого времени отношения между странами были нормализованы.
Джибути стремится занять позицию нейтрального переговорщика на региональном пространстве, что находит выражение в проведении на территории страны конференций по примирению воюющих сторон. В частности, в 1986 году на территории Джибути состоялась конференция 6 стран региона по вопросу о создании ИГАДЛ, (Организации по развитию региона и борьбе с засухой, в дальнейшем была преобразована в Форум партнёров ИГАД). В конференции принимали участие президенты Эфиопии, Сомали, Джибути, Кении, Судана и Уганды. При посредничестве Джибути проходили также переговоры между Эфиопией и Сомали в Аддис-Абебе в мае 1986 года. В марте 1988 года на территории Джибути состоялась вторая конференция ИГАДД под председательством президента Джибути.
В 1991 и 2000 годах на территории Джибути были проведены конференции по вопросу о примирении противоборствующих сторон на территории Сомали. Летом 2000 года в джибутийском городе Арта состоялась ключевая Конференция по примирению Сомали, в ходе которой были зафиксированы базовые принципы восстановления страны, а также применены принципы кланового распределения постов в будущем правительстве Сомали. Именно Артинские конференции привели к созданию Временного правительства Сомали — Переходного национального правительства (ПНП).
Усиление взаимодействия между Джибути и Эфиопией было связано с тем, что в ходе конфликта между Эфиопией и Эритреей 1998–2000 годах Эфиопия оказалась лишена доступа к морю, и единственным способом экспорта товаров Эфиопии за пределы региона оказались порты Джибути. Преференциальный режим экспортно-импортных операций по отношению к Эфиопии привёл к тому, что в политическом плане Джибути пришлось отказаться от нейтралитета в отношении эфиопо-эритрейского конфликта.
По данным МИД РФ, дипломатические отношения между Россией и Джибути были установлены 3 апреля 1978 года. Двусторонние связи имеют традиционно дружественный характер. В июне 1990 года было подписано Межправительственное рамочное соглашение о сотрудничестве в торгово-экономической сфере. В порту Джибути обслуживаются российские торговые суда. С 1982 года действует Межправительственное соглашение о воздушном сообщении, с 1987 года — Соглашение о сотрудничестве в области информации. В 1995 году подписано Межправительственное соглашение о культурном и научном сотрудничестве. В вузах и техникумах СССР и России получили образование более 50 джибутийских специалистов. По линии Российского общества Красного Креста оказывалась гуманитарная помощь населению Джибути в связи со стихийными бедствиями.
← Назад | Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Восточная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1977–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Джибути в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Положение Джибути в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2011 годах
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Вашему вниманию предлагается издание «По Южному Уралу и Зауральским равнинам».
В книге известного популяризатора, доктора биологических наук П. И. Мариковского ...