Конго, Демократическая Республика / Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
ДРК имеет крайне ограниченный потенциал воздействия на внешнюю среду, за исключением своих непосредственных соседей.
ДРК является страной-реципиентом. В 2006 году доля зарубежной помощи составила 25,24 % от валового национального дохода, а размер помощи на душу населения — 33,9 долларов США по текущему курсу.
ДРК не зависит от импорта энергоносителей, однако вынуждена импортировать топливо.
Население ДРК составляет порядка 1 % от всего населения Земли.
Французский язык имеет официальный статус ещё в 39 государствах мира и ЕС, общее число носителей языка, по разным оценкам, составляет от 115 до 500 миллионов человек. Вместе с тем для ДРК это является не элементом «мягкого» влияния, а признаком принадлежности к французскому языковому и отчасти культурному ареалу, частью колониального наследия, не придавая дополнительного авторитета, но значительно упрощая взаимодействие с франкоговорящими странами.
ДРК участвует в ряде международных организаций, где её влияние по преимуществу незначительно (исключение составляют только международные организации Африки). ДРК не имеет статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН. Доля ДРК в финансировании ООН составляет 61 819 долларов США, или 0,003 % взносов всех стран-участниц (для сравнения — у США 22 %, у России — 1,2 %).
Квота ДРК в МВФ составляет 0,25 % от общей квоты, а «вес» при принятии решений — 0,25 % от общего числа голосов (для сравнения: у США эти показатели составляют соответственно 17,09 и 16,77 %).
ДРК не является членом Парижского клуба стран-кредиторов.
По данным доклада «Военный баланс 2009», подготовленного Международным институтом стратегических исследований (International Institute of Strategic Studies), численность вооружённых сил ДРК в 2008 году составила до 151 251 человека. На вооружении сухопутных войск находились 49 ОБТ советского и китайского производства, 40 лёгких танков, 52 БРМ, 20 БМП, 138 БТР и более 534 артиллерийских орудий и миномётов. ВМС располагали 3 катерами и патрульными судами. На вооружении ВВС состояли 5 истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков советского производства, 4 ударных и 36 военно-транспортных вертолётов советского производства (большая часть небоеспособна).
Расходы на оборону ДРК в процентах ВВП ниже среднемировых.
ДРК не располагает ядерным оружием или другими видами ОМУ.
ДРК не располагает авиационными системами 4-го поколения.
Расходы ДРК на оборону в процентах от ВВП ниже среднемировых.
Оценка военного потенциала страны представляет собой определённую сложность, поскольку в ДРК ещё не создана боеспособная национальная армия. Тем не менее можно утверждать, что в случае реализации оперативных сценариев, схожих с опытом второй гражданской войны, на субрегиональном театре военных действий ВС ДРК не смогут самостоятельно и на равных сражаться с армиями наиболее вероятных противников — Уганды и Руанды. Слишком низкая дисциплина у ВС ДРК, и к тому же их постоянно сковывает борьба с повстанческими группировками на востоке. При этом надо отметить, что, несмотря на соглашение 2008 года о мире между враждующими группировками, очаги напряжённости могут возникнуть в любой момент.
Полномасштабные конвенциональные конфликты с другими соседями маловероятны. Однако в случае таковых успех, видимо, можно прогнозировать только при столкновении с ВС ЦАР, находящимися в ещё более сложном положении. Несмотря на это, при возникновении острых кризисов руководство ДРК с большой степенью вероятности может рассчитывать на поддержку противников тех стран, с которыми она окажется в состоянии конфликта, поскольку все игроки континентального и регионального масштаба не заинтересованы в новой дестабилизации африканского хартленда, в результате которой могут усилиться их конкуренты.
Большая площадь страны и неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры делают практически невозможной эффективную оккупацию всей страны, но данное препятствие может быть преодолено с использованием коллаборационистских формирований. Для нужд тактической оккупации представляют интерес только крупные городские центры, захват которых и должен являться целью основных сил вторжения, тогда как на вспомогательные подразделения коллаборационистов будут возлагаться задачи по охране тыла и линий коммуникации между центрами.
Географическая, геополитическая и геоэкономическая специфика государства делает достижение полноценной военно-политической самостоятельности крайне сложной задачей (см. раздел «Политическая роль военных/силовых структур»). Для решения этой задачи необходима хотя бы ограниченная победа над коррупцией, которая позволила бы высвободить достаточное количество средств на дорогостоящую комплексную модернизацию.
Последняя должна предполагать создание сравнительно небольшой по численности, но высокопрофессиональной мобильной армии, располагающей максимально возможным вертолётным парком. Практика вооружённых конфликтов и миротворческих операций, в том числе в самой ДРК и суданской провинции Дарфур, показывает, что успех многих планов напрямую зависит от оснащённости контингентов боевыми и транспортными вертолётами, незаменимыми в экстремальных климатических условиях и при отсутствии развитой аэродромной сети.
Новая армия должна быть способна осуществлять не только противоповстанческую деятельность внутри страны, но также участвовать в боевых действиях различного масштаба против иностранных армий. Главной же гарантией безопасности в борьбе с внешним противником должна стать современная фронтовая авиация. В итоге она должна превзойти ВВС Анголы, чтобы обеспечить равенство в отношениях с этим региональным центром силы. Кроме того, для успешной обороны столицы, падение которой автоматически означает падение правящего режима, необходимы современные системы залпового огня, способные нанести запретительные потери любой наступающей на Киншасу сухопутной группировке и оказать тяжёлое психологическое воздействие на вражеское командование.
Для оценки военного потенциала страны интерес представляет следующая информация. В 2007 году президент США Дж. Буш подписал директиву о формировании отдельного африканского командования (Африком) ВС США. В зону ответственности новой военной структуры Пентагона войдут все страны континента, за исключением Египта. Есть сведения об участии в этих планах Пентагона и ДРК. По сообщениям местных СМИ, на конголезской территории планируется модернизация двух авиабаз: Камина (провинция Катанга) и Китона (провинция Нижнее Конго), которые будут использоваться для переброски персонала Африкома, военной техники и гуманитарных грузов.
В целом ресурсов soft-влияния и hard-влияния у ДРК мало. Вместе с тем ситуация может измениться, если страна правильно освоит свои гидроэнергетические богатства и превратится в ведущего экспортёра электричества не только в регионе, но и на всем континенте. Кроме того, уникальное географическое положение ДРК предопределяет не только значительное число пограничных проблем, но и возможность в будущем влиять на многих соседей.
← Назад | Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Центральная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Первые прецеденты государственности (XIII-XIX веков)
- Колониальное правление
- Деколонизация и первая гражданская война в Конго
- Эпоха Мобуту
- Вторая гражданская война в Конго и преодоление её последствий
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1960–2014 годах
- Премьер-министры (в 1977–1997 годах — первые государственные комиссары) в 1960–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальном собрании по итогам выборов 28 ноября 2011 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение ДРК в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП ДРК, по данным Всемирного банка в 2011 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение ДРК в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Этот замечательный труд великого русского естествоиспытателя В. В. Докучаева ...