Конго, Демократическая Республика / Политическая роль военных/силовых структур
Вооружённые силы традиционно играли большую роль в политической жизни ДРК.
Бунты в армии стали прологом к первой гражданской войне в Конго, а два военных переворота, осуществлённые Мобуту, стали способом силового разрешения политических противоречий и достижения относительной стабильности. Будучи выходцем из армейской среды, Мобуту осознавал всю опасность власти, которая исходит от сплочённой и заметно обособленной от остального общества армии. В связи с этим он старался держать её под личным контролем, делая ставку на отдельные элитные части и зарубежную помощь. В 1975 году было объявлено о срыве попытки военного переворота.
В 1991 и 1993 годах имели место масштабные мятежи солдат армии Заира, вызванные невыплатой жалованья. Эти события, а также окончательная деградация заирских вооружённых сил, не сумевших защитить правящий режим, ознаменовали конец эпохи Мобуту.
По мнению некоторых исследователей, враждебные Лорану Кабиле круги в вооружённых силах сыграли свою пагубную роль в организации его убийства. В 2004 году с проблемой военных мятежей дважды пришлось столкнуться его сыну, причём если первый мятеж в Киншасе был вызван, по всей видимости, преимущественно финансовыми причинами, то второй был организован частью офицеров и солдат президентской гвардии и носил отчётливый политический характер. Оба мятежа были оперативно подавлены верными президенту силами.
С учётом событий прошлого в действующей конституции был особо указан аполитический характер вооружённых сил и полиции. Военнослужащие и полицейские не имеют права голоса.
Комплектование рядового и сержантского состава осуществляется на добровольной основе.
Армия ДРК остаётся крайне слабой с военной точки зрения. В настоящее время как вооружённые силы, так и правоохранительные органы не могут обеспечить окончательной стабилизации на востоке страны (именно там находится подавляющее большинство армейских подразделений) и отличаются весьма невысоким уровнем профессиональной подготовки и морали. Военнослужащие продолжают совершать различные преступления против мирного населения. Во многом это связано с тем, что реинтеграция бывших повстанцев в ряды национальных ВС имеет чисто механический характер и вместо сплочённого личного состава, движимого государственным интересом, правительство пока что получает скорее конгломерат прежних вооружённых формирований под номинальным единым командованием.
Гражданский контроль над военными/силовыми структурами практически отсутствует, и разоблачительная деятельность СМИ и НПО не может считаться адекватной его компенсацией.
Вместе с тем необходимо отметить, что задачи успешного военного строительства не могут быть быстро решены и по объективным причинам. Крайняя бедность государства, обусловленная как последствиями второй гражданской войны, так и сохраняющимся высоким уровнем коррупции, не позволяет повсеместно обеспечить должный уровень военного обучения и воспитания, достойное жалованье и пополнение материальной части. Кроме того, большая площадь республики, а также число и сложная специфика потенциальных ТВД сами по себе представляют препятствие, которое было бы сложно преодолеть и более развитому государству.
Кроме того, значительную опасность для дальнейшего общественного развития могут представлять последствия гражданской войны, выражающиеся в значительном числе детей-сирот и детей (подростков), имеющих опыт участия в боевых действиях (суах. «кадого» — «маленькие»).
Дети и подростки с военным прошлым, так называемые дети-солдаты, появились по вине многочисленных вооружённых формирований, насильно мобилизовавших их в свои ряды в годы второй гражданской войны (на востоке практика продолжается до сих пор). Реабилитация указанных категорий граждан после перенесённых физических страданий и психических травм является сложным вызовом для государства с неадекватной медицинской и прочей инфраструктурой.
После успешно проведённых общенациональных выборов ДРК приступила к созданию основ демократического государства. Однако по-прежнему не решена важная проблема обороноспособности ДРК, создание профессиональной армии, которая могла бы обеспечить мир и безопасность населению страны. По состоянию на 2007/2008 годов ВС ДРК не имели должной подготовки, транспорта, амуниции и опыта и не были в состоянии эффективно вести боевые действия.
Перманентное обострение ситуации в восточных районах ДРК, связанное с активизацией боевиков иностранных и конголезских бандформирований, а также столкновениями между самими бригадами ВС ДРК, ещё раз напоминает о важности решения этой задачи. Силовики ДРК совместно с миротворцами из Миссии ООН ДРК пытаются урегулировать обстановку, не допустить массовых кровопролитий и склонить боевиков к сдаче оружия. Однако «дипломатия» силовиков наталкивается на упорное нежелание бывших комбатантов и их полевых командиров интегрировать в ряды национальной армии.
Проблема разоружения и реинтеграции боевиков, дестабилизирующих обстановку в регионе, в мирную жизнь по-прежнему не решена. В этой связи особенно важно присутствие в регионе миротворческих сил Миссии ООН в ДРК (МООНДРК), которые оказывают разностороннюю поддержку конголезским вооружённым силам, включая подготовку рядового и офицерского состава, а также логистическую помощь.
За период с 2004 по 2007 годы в рамках Программы разоружения, демобилизации и реинтеграции участников незаконных вооружённых формирований, осуществляемой ПРООН/Киншаса и МООНДРК совместно со специальной Национальной комиссией, в стране было сформировано 15 интегрированных бригад, 1 батальон особого назначения и 1 батальон республиканской гвардии. Свыше 130 тысяч бывших комбатантов, действующих в восточных районах, в том числе 2,5 тысячи женщин и 30 тысяч детей-солдат, возвратились к мирной жизни. В подготовке и переподготовке кадров для национальной армии и полиции принимают активное участие ооновские структуры, Бельгия, Франция, США и Ангола.
Поставив цель реформирования сектора безопасности и создания профессиональной армии, руководство ДРК отдаёт себе отчёт в том, что эту задачу можно выполнить лишь при наличии компетентного и патриотически настроенного командования ВС ДРК, более строгом и отвечающем общепризнанным критериям отборе новобранцев на военную службу, обеспечении военнослужащих удовлетворяющим их нужды денежным довольствием, а также оружием и военным снаряжением, которые бы гарантировали успех в бою.
← Назад | Политическая роль военных/силовых структур | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Центральная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Первые прецеденты государственности (XIII-XIX веков)
- Колониальное правление
- Деколонизация и первая гражданская война в Конго
- Эпоха Мобуту
- Вторая гражданская война в Конго и преодоление её последствий
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1960–2014 годах
- Премьер-министры (в 1977–1997 годах — первые государственные комиссары) в 1960–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальном собрании по итогам выборов 28 ноября 2011 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение ДРК в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП ДРК, по данным Всемирного банка в 2011 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение ДРК в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека