Конго, Демократическая Республика / Внутренние конфликты и расколы
Текущая ситуация в ДРК может быть охарактеризована как период «релаксационных» конфликтов, когда по завершении крупного конфликта на передний план выходят более локализованные узлы противоречий, связанные с прошедшей гражданской войной с иностранным компонентом. Несмотря на то что очевидная усталость населения от боевых действий, затрагивавших преимущественно мирных жителей, исключает в обозримой перспективе повторение большого кризиса, сохраняющиеся очаги напряжённости продолжают представлять собой вызов нынешнему руководству. Они не только ставят под сомнение способность президента Кабилы осуществлять эффективный контроль над всей территорией страны, что подрывает его авторитет среди собственных граждан, но и создают дополнительный повод для критики со стороны западных государств, требующих как можно скорее пресечь массовое нарушение прав человека в сохраняющихся зонах конфликта.
Только в январе 2008 года было подписано мирное соглашение с 22 вооружёнными группировками на востоке страны. В числе этих структур была и одна из самых влиятельных — Национальный конгресс защиты народа (НКЗН) под командованием генерала Лорана Нкунды, который отказывался интегрироваться в ряды национальных ВС до тех пор, пока не будет устранена угроза баньямуленге со стороны боевиков хуту. В первую очередь это касалось ФДЛР — Демократических сил за освобождение Руанды, не подписавших соглашение, и других сил в Северном и Южном Киву. Не сумев устранить эту проблему силовым путем, даже при опоре на миротворцев ООН, правительство обещало Нкунде и его бойцам неприкосновенность и возможность защищать баньямуленге совместно с регулярной армией.
Вместе с тем, по состоянию на лето 2008 года, столкновения между силами НКЗН и другими вооружёнными формированиями на востоке ДРК (к примеру, с ФДЛР и Коалицией патриотического сопротивления Конго) продолжались, причём больше всего от них по-прежнему страдало мирное население. Местные жители и формирования, претендующие на самовыражение и защиту их интересов, продолжают с подозрением относиться к баньямуленге (составляют менее 1 % всего населения ДРК), сыгравшим одну из ключевых ролей в годы второй гражданской войны и международной интервенции в Конго.
По мнению наблюдателей, эти подозрения продолжает разделять и Киншаса, оказывающая неофициальную поддержку противникам Нкунды. Одновременно с этим продолжались практика принудительной вербовки личного состава в ополчения, контрабанда полезных ископаемых, массовые изнасилования женщин и детей. Процесс разоружения идёт гораздо медленнее, чем это планировалось. При этом миротворцы ООН, действуя в рамках мандата, оказывают посильную помощь силовым ведомствам ДРК, ответственным за это важное мероприятие.
В Южном Киву действуют как подразделения ФДЛР, так и местные ополчения. На территории будущей провинции Итури продолжается вялотекущий конфликт между хему и ленду — этносоциальными группами, считающимися родственными соответственно тутси и хуту. В годы второй гражданской войны в Конго угандийские войска поддерживали хему. По данным ООН, за период с 1999 по 2007 годы в Итури в ходе межобщинных столкновений погибли не менее 60 тысяч человек и порядка полумиллиона были вынуждены покинуть места постоянного проживания.
Нельзя исключать, что в будущем, если элиты ключевых участников недавней войны — ДРК, Руанды и Уганды — захотят вновь вернуться к силовому решению сохраняющихся противоречий, связанных с перемещением антиправительственных сил через границу и межэтнической враждой, трения на востоке ДРК смогут, как и ранее, стать катализатором масштабного конфликта. Подобный сценарий может быть реализован как с подачи новых элит, не имеющих опыта участия в событиях 1998–2003 годах, так и в том случае, если нынешние власти захотят новым внешним конфликтом отвлечь внимание населения от нерешённых внутренних проблем.
Представляется весьма опасной политика властей ДРК, использующих неправительственные вооружённые формирования для решения проблем государственной безопасности, поскольку подобная стратегия, во многом похожая на стратегию последних лет правления Мобуту, девальвирует значимость власти, и без того часто неэффективной в деле обеспечения относительного порядка. В условиях, когда боевикам фактически «перепоручается» часть обязанностей армии и полиции (по борьбе с силами Нкунды), у ополчений сохраняется повод для дальнейшей подрывной деятельности.
Аналогичную угрозу таит в себе и продолжающееся пребывание на территории ДРК сил, враждебных правительствам соседних стран (ФДЛР, Господня Армия сопротивления (ГАС), ведущая многолетнюю борьбу против правительства Уганды). Теоретический расчёт на возможное использование их в качестве сдерживающего фактора против Руанды и Уганды едва ли способен оправдаться, поскольку уже сегодня власти ДРК не могут должным образом контролировать не только активность подобных группировок, но и поведение собственных армейских подразделений, от действий которых (поборы, изнасилования) также страдают мирные жители. Летом 2008 года правительства ДРК и Уганды согласовали план совместных мероприятий против ГАС. Тем не менее ограниченные возможности конголезских ВС, связанные с недостаточной комплектацией транспортного парка и ограниченными для него запасами топлива, едва ли позволят развернуть против угандийских инсургентов эффективное наступление.
По данным ООН, из-за прошедших и продолжающихся боевых действий свыше 1 миллиона жителей ДРК остаются в статусе вынужденных переселенцев, а порядка 400 тысяч конголезских беженцев остаются за рубежом.
Остаётся весьма высокой и вероятность конфликтов на социально-экономической почве, которые будут переплетаться с этническими, территориальными и пр. Так, весной 2008 года в Катанге произошли столкновения между полицией и шахтёрами при попытке выселить последних из незаконно занимаемой каменоломни и прекратить их незаконную работу. Возникновение более масштабных конфликтных ситуаций возможно и в дальнейшем в ходе осуществления действий по выводу экономики из «тени», которые могут быть запланированы без учёта всех потенциальных последствий.
Коэффициент Джини, характеризующий неравенство в доходах или потреблении, для ДРК не рассчитывался, однако имеющиеся данные позволяют заключить, что имущественный разрыв очень значителен. Он обычно увязывается общественным мнением с проблемой масштабной коррупции, в результате которой национальными богатствами в основном распоряжается весьма незначительный процент людей, и в будущем может неоднократно приводить к антиправительственным выступлениям под оппозиционными лозунгами, причём изначально мирные демонстрации будут легко перерастать в столкновения с органами охраны правопорядка.
Города, сталкивающиеся с проблемой «ложной урбанизации» вследствие притока жителей из сельских районов и неспособности многих из них нормально устроиться на новом месте, способны превратиться в очаги социального конфликта, где будет расти уровень преступности, причём наиболее активно ряды банд будет пополнять именно нетрудоустроенная молодёжь. В дальнейшем такие банды могут быть использованы в политических целях — в частности, для организации политизированных беспорядков, срыва выборов или принуждения избирателей к голосованию за конкретных кандидатов. Безработные могут быть легко вовлечены не только в преступные группировки, но и в деятельность вполне легальной политической оппозиции, которая при необходимости может создать вооружённые отряды как в городах, так и в сельской местности.
← Назад | Внутренние конфликты и расколы | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Центральная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Первые прецеденты государственности (XIII-XIX веков)
- Колониальное правление
- Деколонизация и первая гражданская война в Конго
- Эпоха Мобуту
- Вторая гражданская война в Конго и преодоление её последствий
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1960–2014 годах
- Премьер-министры (в 1977–1997 годах — первые государственные комиссары) в 1960–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальном собрании по итогам выборов 28 ноября 2011 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение ДРК в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП ДРК, по данным Всемирного банка в 2011 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение ДРК в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Приведено описание и охарактеризованы методы определения ювелирных и поделочных ...
Весь мир широко отмечал 40-летие выдающегося события в истории нашей Родины — ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года ...