Конго, Демократическая Республика / Деколонизация и первая гражданская война в Конго
Подлинному ослаблению колониального режима способствовали такие события, как поражение и оккупация Бельгии в годы Второй мировой войны и последовавший за ней внутриполитический кризис, поставивший под вопрос само существование в стране монархической формы правления. На этом фоне в 1950-х годах были существенно расширены политические и личные права африканцев.
Изначально деколонизация виделась как довольно медленный и поступательный процесс (так, существовали даже планы, предполагавшие предоставление Конго окончательной независимости только в 1980-х годах), однако освободительные тенденции по всей Африке и их специфические проявления в бельгийских владениях внесли в замыслы официального Брюсселя значительные коррективы.
После волнений представителей этноса конго в Леопольдвиле (ныне Киншаса) в 1959 году бельгийцы стали опасаться возникновения в Конго крупного конфликта. Ведь перед глазами у бельгийских властей уже были примеры колониальных войн Франции в Индокитае и Алжире, аналог которых был явно не по силам королевству. Деколонизация была резко форсирована.
Быстрыми темпами стала передаваться власть представителям конголезских политических организаций (начали возникать в 1950-х годах), формировавшихся преимущественно по этническому принципу. На фоне прочих структур выделялась партия Национальное движение Конго Патриса Лумумбы (тетела по этнической принадлежности), пытавшаяся опереться на полиэтничный электорат. Именно эта организация получила на первых парламентских выборах большинство голосов, что позволило Лумумбе стать премьер-министром. Президентом с преимущественно представительскими функциями стал лидер влиятельной организации народности конго АБАКО Жозеф Касавубу.
Бунты африканского личного состава армии против бельгийских офицеров в 1960 году и опасения за безопасность всей бельгийской общины в стране привели к военной интервенции Бельгии. А это, в свою очередь, вынудило власти Конго запросить войска ООН не только с целью стабилизации положения и прекращения бельгийского вмешательства, но и для подавления сепаратистов в богатой ресурсами провинции Катанга во главе с Моисом Чомбе (лунда по этнической принадлежности), которых поддерживали бельгийцы.
Неготовность миротворцев выступить без соответствующего мандата в качестве карательных войск конголезского правительства убедила Лумумбу в необходимости прибегнуть к поддержке социалистического лагеря, который ранее встал на сторону Египта в конфликте с колониальными державами в 1956 году. Причём СССР даже пригрозил применением ОМП для обеспечения египетского суверенитета.
Таким образом, конголезский кризис был вписан в контекст холодной войны, и истерия, связанная с ней, во многом определила дальнейшее развитие событий. Президент Касавубу, опасавшийся усиления Лумумбы и превращения Конго в коммунистическое государство, где ни для Касавубу, ни для других оппонентов Лумумбы вскоре не оказалось бы места, отправил премьер-министра в отставку, но не получил поддержки парламента. Лумумба в ответ отстранил от власти президента, ещё больше углубив кризис центрального правительства.
Гордиев узел был разрублен начальником Генштаба конголезской армии Жозефом-Дезире Мобуту (нгбанди по этнической принадлежности), креатурой самого Аумумбы. Мобуту временно прекратил полномочия обоих участников конфликта, а все связи с социалистическим лагерем были разорваны, что стало радикальным способом оставить кризис деколонизации исключительно в поле отношений Конго с Западом и ООН, не допуская превращения его в очередное поле битвы между капиталистическими и социалистическими странами. По некоторым данным, такое решение в значительной степени стало результатом контактов Мобуту с западными разведслужбами.
В дальнейшем сторонники Аумумбы во главе с Антуаном Гизенгой (представитель этноса пенде) создали альтернативный центр власти в Стэнливиле, а сам Лумумба вскоре погиб в руках своих политических противников. Правительство Гизенги пало в начале 1962 года после вступления в Стэнливиль сил под командованием Мобуту.
В следующем году восток страны уступил натиску сил Национальной армии освобождения (НАО), объединения, выросшего из фракции в лагере сторонников Аумумбы. Центральное правительство восстановило контроль над регионом только благодаря катангским жандармам и белым наёмникам, которых использовал назначенный премьер-министром Чомбе. Вместе с тем, опасаясь сильного конкурента на высоком посту, а также стремясь отмежеваться от неоднозначной славы бывшего лидера Катанги (Чомбе санкционировал бельгийско-американскую военную операцию для освобождения иностранных заложников в занятом НАО Стэнливиле), президент Касавубу отправил Чомбе в отставку в 1965 году, но столкнулся с обструкцией своих новых кандидатур парламентом.
Вскоре и сам глава государства окончательно потерял власть, уступив её Мобуту, что ознаменовало начало Второй республики. Два года спустя армия нового конголезского лидера самостоятельно устранила последние на тот момент крупные очаги нестабильности.
← Назад | Деколонизация и первая гражданская война в Конго | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Центральная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Первые прецеденты государственности (XIII-XIX веков)
- Колониальное правление
- Деколонизация и первая гражданская война в Конго
- Эпоха Мобуту
- Вторая гражданская война в Конго и преодоление её последствий
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1960–2014 годах
- Премьер-министры (в 1977–1997 годах — первые государственные комиссары) в 1960–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальном собрании по итогам выборов 28 ноября 2011 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение ДРК в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП ДРК, по данным Всемирного банка в 2011 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение ДРК в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Предлагаемая читателю книга содержит некоторые основные данные о новом ...