Конго, Демократическая Республика / Колониальное правление
Для интенсивно развивавшейся бельгийской экономики вопросом выживания постепенно стало приобретение новых рынков сбыта, призванных спасти хозяйственный механизм королевства от «перегрева», а страну в целом — от социально-политических потрясений, которые мог повлечь за собой экономический кризис. Предлогами для освоения Центральной Африки, части которой суждено было стать колониальным владением Бельгии, стали борьба с арабской работорговлей в регионе, географические исследования этих земель, а также христианизация и «просвещение» племён и народов, их населявших.
Бельгийский колониальный проект принял довольно необычную форму — он был инициирован и находился под контролем одного человека — бельгийского короля Леопольда II, и долгое время реализовывался при значительном участии иностранных администраторов, военных и других специалистов. К концу XIX века бельгийцам удалось покончить как с африканскими государственными образованиями, так и с арабскими работорговцами, сохранявшими значительное влияние в колонизируемых землях. Со многими местными правителями были заключены договоры, тогда как отказавшиеся от добровольного перехода под бельгийское покровительство были подавлены силой. Дальнейшее покорение бельгийцами местного населения Конго сопровождалось жестокостью и произволом. Особенно это было связано с добычей каучука — главной статьёй экспорта колонии.
Система бельгийского колониального управления, известная как «патернализм» или «опека», была основана на двух идеалистических концепциях.
Первой из них была вполне традиционная для XIX века — первой половины XX века расовая теория, предполагавшая, что африканцы не способны самостоятельно подняться на более высокую ступень развития и потому должны перенимать базовые признаки западной цивилизации под жёстким контролем европейских наставников.
Вторая доктрина представляла собой разновидность утилитаризма и рационализма. Она сводилась к тому, что интересы эффективного управления и извлечения коммерческой выгоды в сложных климатических и общественных условиях Конго требуют максимальной регламентации жизни колонизированных народов, а также обеспечения исполнения директив любыми средствами.
Критика сложившихся порядков, озвученная мировой общественностью (свой интерес имелся также у британской дипломатии и протестантских миссионеров в Конго), привела в 1908 году к изменению статуса занятой бельгийцами территории — из «свободного государства» (владения Леопольда II) она была преобразована в колонию классического типа. Вместе с тем смягчение режима носило преимущественно формальный характер, что заложило основы будущих конфликтов.
Под влиянием созданного бельгийцами колониального механизма африканцы оказались во многом оторваны от ценностей своей традиционной цивилизации, но восприняли западный этос в крайне ограниченном объёме. Конголезцы оказались в маргинальном положении и к тому моменту, когда официальный Брюссель начал спешно предоставлять их стране независимость, были дезориентированы в политическом отношении. Произошло своего рода нарушение «техно-гуманитарного баланса». Элиты и рядовые жители Конго, овладев понятийным аппаратом (демократия, парламентаризм, диктатура и пр.) и инструментарием (партии, современная армия) «западной» политики, имели минимальный практический опыт их использования. Как следствие, в дальнейшем западная модель стала лишь оболочкой, внутри которой реализовывались архаичные модели политического поведения, использовавшие технологические возможности второй половины XX столетия.
← Назад | Колониальное правление | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Центральная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Первые прецеденты государственности (XIII-XIX веков)
- Колониальное правление
- Деколонизация и первая гражданская война в Конго
- Эпоха Мобуту
- Вторая гражданская война в Конго и преодоление её последствий
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1960–2014 годах
- Премьер-министры (в 1977–1997 годах — первые государственные комиссары) в 1960–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальном собрании по итогам выборов 28 ноября 2011 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение ДРК в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП ДРК, по данным Всемирного банка в 2011 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение ДРК в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Страсть к приключениям — в природе человека. История подтверждает этот факт ...
Предмет, задачи, история, теоретические позиции и проблемы биогеографии. Впервые ...