Южно-Африканская Республика / Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
Бремя традиционных (военно-политических) внешних и внутренних угроз безопасности государства в случае ЮАР может быть оценено как среднее, что подтверждается следующими аргументами.
В период с 1974 года по настоящее время не было попыток военного переворота и незаконной смены власти в общенациональном масштабе, хотя в годы кризиса апартеида зафиксировано несколько подобных эпизодов в бантустанах. Многими исследователями отмечается, что накануне выборов 1994 года существовала ощутимая угроза военного переворота и/или гражданской войны, если бы часть личного состава южноафриканских ВС и полиции, сопереживавшая делу радикально настроенных сторонников апартеида, открыто встала на их сторону.
Идеи сецессионизма до сих пор живы в среде некоторых африканерских правых экстремистов, однако никаких активных действий для воплощения их в жизнь не предпринимается. Стремление создать независимое государство для белых получило распространение в период демонтажа апартеида и практически изначально привело к возникновению разных концепций такого государства. Диапазон мнений варьировался от создания государства для всех белых или только для африканеров (афр. Volkstaat — «народное государство») до государства только для «истинных буров» (потомков треккеров, тогда как буры, проживающие на территории исторической Капской колонии, не могли претендовать на такое звание).
Вместе с тем в настоящее время белая община не располагает возможностями для реализации подобных планов. Гипотетическая борьба с использованием террористических и диверсионных методов может привести исключительно к жертвам с обеих сторон конфликта, поскольку государство не пойдёт на потерю части территории (попытки воздействовать на руководство ЮАР с помощью террористических актов в 1990-х — начале 2000-х годов ни к чему не привели). Кроме того, экстремисты, способные вести такую борьбу, весьма малочисленны и разобщены.
Слабые перспективы имеет и идея создания официальной автономии для белого населения, тогда как с годами вполне может реализоваться сценарий «ползучей автономизации», при котором определённые территории де-факто станут районами расселения исключительно белых (преимущественно буров). Прообразом такой автономии может стать город Орания в провинции Северный Кейп, закрытый для неафриканеров.
ЮАР имеет богатую историю терроризма. Если в эпоху апартеида теракты совершались преимущественно представителями политических организаций чернокожего большинства и сочувствующими им белыми гражданами, то с началом реформ теракты стали осуществляться и радикально настроенными сторонниками расовой сегрегации. В дальнейшем эти силы стали действовать с целью вынудить власти создать независимое государство или хотя бы автономию для африканеров. Кроме того, заметной террористической активностью (преимущественно совершением взрывов) в конце 1990-х — начале 2000-х годов отличалась организация ПАГАД, продолжающая представлять потенциальную угрозу.
В будущем не исключены новые теракты, направленные на разжигание межэтнической розни (взрывы, убийства политиков), которые могут повлечь за собой столкновения и погромы, но не приведут к осуществлению планов экстремистов.
Возможны и более изощрённые схемы: так, теракты против жизненно важных объектов инфраструктуры, подобные подрыву железнодорожного полотна в Соуэто в 2002 году (совершён африканерскими правыми экстремистами), могут привести к заметным осложнениям на транспорте, в водоснабжении и пр. и дополнительно обострить проблему слабого развития коммунального хозяйства, которая уже приводила к акциям протеста и беспорядкам. Подобное развитие событий может быть использовано для дополнительной дискредитации властей, неугодных террористам. Существует вероятность крупных и малых терактов, приуроченных к выборам различных уровней и направленных на устрашение кандидатов и избирателей.
Свазиленд выдвигает претензии на часть территории южноафриканских провинций Квазулу-Наталь и Мпумаланга. Эти земли населяют порядка 1 миллиона человек, а местный земельный фонд имеет большое значение для аграрного сектора ЮАР. Против передачи спорных территорий Свазиленду выступают как их непосредственные жители, так и руководство Партии свободы «Инката», пользующейся значительным влиянием в провинции Квазулу-Наталь.
Одной из острых проблем современной ЮАР является высокий уровень преступности, обусловленный рядом факторов. С одной стороны, массовая безработица и крайне низкое качество жизни значительной части населения привели к появлению большого числа лиц (в том числе среди молодёжи), готовых обеспечивать своё благосостояние нелегальными и полулегальными способами.
С другой стороны, выгодное географическое положение страны и проблематичная социальная обстановка в ней привлекли к ЮАР внимание иностранных преступных сообществ. ЮАР стала естественной сферой интересов для нигерийской мафии, уже давно занимающей значительные позиции как в африканских, так и в западных странах. Кроме того, в ЮАР укрепились китайские, итальянские и другие ОПГ.
Согласно официальным данным полиции ЮАР, в отчётный период 2006/2007 годов происходило 40,5 убийства и 267 ограблений при отягчающих обстоятельствах на 100 тысяч жителей.
Неспособность властей адекватно справиться с растущей волной преступности породила всплеск виджилантизма, который в скором времени сам превратился в угрозу общественной безопасности. Изначально подрывая фактом своего существования авторитет правоохранительных структур и спецслужб, организации «общественной бдительности» и «самозащиты от преступности» своими насильственными действиями только прибавляли полиции работы.
Самым одиозным проявлением этой тенденции стала организация «Народ против гангстеризма и наркотиков» (ПАТАД), укомплектованная преимущественно радикально настроенными выходцами из мусульманской общины ЮАР (наибольшая активность была продемонстрирована в Кейптауне). Под предлогом борьбы со всплеском преступности и упадком морали члены ПАГАД начали вершить самосуд, а в дальнейшем, когда объединение подверглось преследованиям со стороны правоохранительных органов, устроили ряд терактов с целью оказания давления на следствие и суд. В числе противников ПАГАД оказались не только преступники и представители властей, но и приверженцы умеренного ислама, евреи, выходцы из США и других западных стран, местные гомосексуалисты.
Дополнительную остроту проблеме придавала религиозная ориентация большинства членов ПАГАД. Приверженность многих из них идеям фундаменталистского ислама породила в ЮАР и за её пределами опасения относительно проникновения в страну международного исламского экстремизма и даже начала религиозного конфликта. Ситуация осложнялась и тем обстоятельством, что мусульманские преступные картели Южной Африки также симпатизировали ближневосточным экстремистам и их единомышленникам и поддерживали с ними отношения.
С требованиями бескомпромиссной борьбы против преступности (в частности, наркоторговли) выступают и многие приверженцы правых идей из числа африканеров.
ЮАР является транзитным пунктом на пути контрабанды наркотических веществ в Европу и Северную Америку (кокаин, героин), а также производителем и потребителем наркотиков (конопля, мандракс — смесь запрещённого успокоительного средства метаквалона и димедрола, кокаин и героин).
Наличие в ЮАР гораздо более крупного и современного но сравнению с другими странами Африки автопарка предопределило возникновение автомобильной мафии, поставившей на поток угон транспортных средств для последующего сбыта на чёрном рынке. Кроме того, развитая связь (в том числе через Интернет) и банковская система создают благоприятные условия для отмывания денег и мошенничества, причём в рамках последнего все большую роль играет аферизм с активным использованием современной электроники.
Сложное финансовое положение большинства граждан не только позволяет ОПГ активно пополнять свои ряды, но и обеспечивает постоянный приток желающих заниматься проституцией. Последние представляют интерес и для торговцев людьми.
Расчёт индекса восприятия коррупции (Corruption Perception Index) проводится в Южной Африке с 1995 года. По показателям индекса ЮАР находится в одной группе с Южной Кореей, Италией, Чехией и Малайзией.
Данная статистика обнаруживает в целом настораживающую динамику: индекс постепенно (хотя и не поступательно и не прямолинейно) снижается, что свидетельствует об ухудшении ситуации с коррупцией в стране. Характерно также и то, что многие эксперты относят ЮАР к группе стран, в которых коррупция оказывает большое влияние на политику.
При этом важно отметить, что зачастую масштабы угрозы переоцениваются. К примеру, если ориентироваться на мнение участников опросов, то 62 % считают, что «коррупция становится нормой», однако лишь 11 % реально сталкивались с вымогательством со стороны коррумпированных властей. Нередко разговор о взятке начинают сами граждане, с чем чаще всего сталкиваются правоохранительные органы.
Как правило, борьбой с коррупцией занимается государство (60 % раскрытых фактов). На долю гражданского общества приходится 18 %, добровольных анонимных источников — 13 % и журналистов — 8 %.
В 2004–2008 годах в ЮАР произошёл целый ряд громких коррупционных скандалов. В ходе расследования дел своих постов лишились вице-президент ЮАР Джейкоб Зума, лидер КОСАТУ и член ЦК Компартии ЮАР Вилли Мадиша, глава полиции ЮАР и президент Интерпола Джеки Селеби, а также мэры некоторых городов и заместитель министра здравоохранения. К длительному сроку тюремного заключения был приговорён близкий к Зуме бизнесмен Шабир Шейк. Сам Зума был в итоге оправдан, однако в дальнейшем ему были предъявлены новые обвинения в коррупции, осложняющие его политическую карьеру.
Расследование по делам Зумы и Селеби было инициировано Управлением специальных операций прокуратуры ЮАР (известным как «Скорпионы»), традиционно находившимся в конфликтных отношениях с ведущими южноафриканскими политиками. В 2008 году руководство АНК во главе с новым председателем Джейкобом Зумой обвинило «Скорпионов» в «избирательном» подходе к расследованию дел о коррупции, сокрытии доказательств и пособничестве в получении взяток. На повестку дня был вынесен вопрос о роспуске подразделения и создании новой подобной структуры уже в составе Управления полиции ЮАР. Против этого выступил в начале 2009 году занявший после отставки Т. Мбеки пост президента ЮАР К. Мотланте, что осложнило его взаимоотношения с Дж. Зумой и руководством правящей АНК.
Сокращение численности населения не представляет собой угрозу безопасности ЮАР, поскольку, согласно докладу ПРООН «О развитии человека 2007», в 2005–2015 годах прогнозируется положительный прирост населения, который будет составлять 0,5 %.
По мнению властей страны, перед ЮАР стоит проблема избыточной иммиграции и эмиграции. Руководство пытается бороться с обеими тенденциями, но сталкивается в этом с объективными трудностями. Приток трудящихся мигрантов из соседних стран вызван разницей в уровне доходов между ЮАР и близлежащими государствами и, по всей видимости, будет продолжаться до тех пор, пока экономика ЮАР будет представлять интерес для иностранцев.
Эмиграция представлена, в первую очередь, выходцами из белой общины, которая в 1995–2005 годах уменьшилась на 16 % (свыше 840 тысяч человек). Страну покидают преимущественно молодые высококвалифицированные специалисты, что подрывает как конкурентоспособность ЮАР на международной арене, так и потенциал внутреннего развития.
← Назад | Внешние и внутренние угрозы безопасности государства | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Южная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- От истоков государственности до завершения Англобурской войны
- Становление и развитие апартеида
- Демонтаж апартеида и переход к демократии
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1961–2014 годах
- Главы правительства (премьер-министры, после провозглашения республики) в 1958–1984 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальной ассамблее по результатам всеобщих выборов 2004 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение ЮАР в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП ЮАР, по данным Всемирного банка в 2011 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение ЮАР в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Автор, известный советский географ, сам много путешествовавший, делится в этой ...