Южно-Африканская Республика / Политическая роль военных/силовых структур

Армия и правоохранительные органы в течение длительного времени являлись главной опорой режима апартеида, надёжно защищая его устои от внутренних и внешних угроз.

Вместе с тем даже эти силовые структуры, достойно выглядевшие на фоне европейских (включая советские) и американских аналогов, по определению не могли обеспечить окончательное решение системных проблем, стоявших перед расовой олигархией Южной Африки. Кризис апартеида совпал с кризисом вооружённых сил, главным признаком которого стало массовое уклонение от призыва в армию, поскольку с каждым годом становилась все более очевидной бессмысленность борьбы, где военные, полиция и спецслужбы редко терпели тактические поражения, но не имели возможности одержать стратегическую победу.

Несмотря на сложные условия, армия и полиция продолжали отстаивать исключительно государственные интересы даже в первой половине 1990-х годов, когда в рядах силовых структур появилось значительное число сочувствующих делу крайне правых объединений белого населения, и существовала угроза перехода части военных и полицейских на сторону противников реформ и правления большинства.

Новый этап военного строительства, связанный, в первую очередь, с преодолением сегрегации в вооружённых силах, проходит в гораздо более спокойных внутренних и внешних условиях. Несмотря на это, а также на сохранение ВС ЮАР ведущей роли как в субрегионе, так и на континенте, следует констатировать определённое снижение боеспособности по сравнению с «золотым веком» (1970-е — начало 1980-х годов). Во многом это связано со спецификой транзитного периода — «африканизацией» армии, предполагающей восприятие военной культуры этносами, долгое время практически от неё отстранёнными.

Подобная ситуация порождает неизбежные проблемы с дисциплиной (включая и распространение СПИДа) и профессиональными навыками. Кроме того, нынешние многонациональные ВС лишены жёсткой мотивации, характерной для армии времён апартеида, заражённой «осадной» ментальностью. На боеспособности южноафриканских вооружённых сил сказывается и отсутствие современного боевого опыта (миротворческие операции не играют никакой роли в его приобретении), во многом обусловленное отсутствием естественных врагов в регионе.

Потенциал для осуществления гражданского контроля над силовыми структурами (в первую очередь, в рамках работы парламента) в ЮАР гораздо значительнее, нежели в других африканских странах. Данная специфика обусловлена тем, что, в отличие от многих других государств континента, в современной ЮАР армия и полиция не являются безусловным залогом политического выживания правящего режима, и гражданский контроль воспринимается не как подрыв позиций власти, а как дополнительный признак развития демократических институтов.

Вместе с тем в обозримом будущем не исключён рост влияния армии и полиции (последняя все чаще подвергается критике со стороны общественности за чрезмерно жёсткие действия, не позволяющие, тем не менее, справиться с засильем преступности) во внутренней политике, что может быть обусловлено повышением социально-экономической напряжённости и необходимостью силового прекращения массовых беспорядков и акций протеста, в том числе забастовок. В 2007 году армия уже была использована для помощи полиции при пресечении стычек между участниками забастовки учителей и работников здравоохранения и их коллегами, которым бастующие мешали пройти к местам работы. Кроме того, военные медики на время приступили к выполнению обязанностей бастующих гражданских.

В настоящее время предпринимаются попытки официально запретить наёмничество и ограничить возможности южноафриканцев по предоставлению военных услуг частного характера, поскольку, по мнению многих политиков ЮАР, подобная активность вредит международному имиджу страны.

Комплектование рядового и сержантского состава осуществляется на добровольной основе.


←   Назад  |   Политическая роль военных/силовых структур   |   Вперёд   →



 

Физическая география России. В 2-х частях. Часть 2 / Учебник написан в соответствии с программой курса «Физическая география России» для педагогических ВУЗов. Во второй части учебника рассматривается природа Кавказа, Уральской горной страны, физико-географических стран Сибири и Дальнего Востока.Физическая география России. В 2-х частях. Часть 2
Учебник написан в соответствии с программой курса «Физическая география России» ...
Курс почвоведения для лесных ВТУЗов / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года (издательство «Сельхозгиз»).Курс почвоведения для лесных ВТУЗов
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года ...
Геология СССР / Настоящий том является наиболее полной сводкой по геологическому строению Узбекистана. В первой книге рассматриваются история геологического изучения, физико-географические условия и стратиграфия. Территория Узбекской ССР характеризуется сложным геологическим строением. Её слагают разнообразные по вГеология СССР
Настоящий том является наиболее полной сводкой по геологическому строению ...