Южно-Африканская Республика / Политическая роль военных/силовых структур
Армия и правоохранительные органы в течение длительного времени являлись главной опорой режима апартеида, надёжно защищая его устои от внутренних и внешних угроз.
Вместе с тем даже эти силовые структуры, достойно выглядевшие на фоне европейских (включая советские) и американских аналогов, по определению не могли обеспечить окончательное решение системных проблем, стоявших перед расовой олигархией Южной Африки. Кризис апартеида совпал с кризисом вооружённых сил, главным признаком которого стало массовое уклонение от призыва в армию, поскольку с каждым годом становилась все более очевидной бессмысленность борьбы, где военные, полиция и спецслужбы редко терпели тактические поражения, но не имели возможности одержать стратегическую победу.
Несмотря на сложные условия, армия и полиция продолжали отстаивать исключительно государственные интересы даже в первой половине 1990-х годов, когда в рядах силовых структур появилось значительное число сочувствующих делу крайне правых объединений белого населения, и существовала угроза перехода части военных и полицейских на сторону противников реформ и правления большинства.
Новый этап военного строительства, связанный, в первую очередь, с преодолением сегрегации в вооружённых силах, проходит в гораздо более спокойных внутренних и внешних условиях. Несмотря на это, а также на сохранение ВС ЮАР ведущей роли как в субрегионе, так и на континенте, следует констатировать определённое снижение боеспособности по сравнению с «золотым веком» (1970-е — начало 1980-х годов). Во многом это связано со спецификой транзитного периода — «африканизацией» армии, предполагающей восприятие военной культуры этносами, долгое время практически от неё отстранёнными.
Подобная ситуация порождает неизбежные проблемы с дисциплиной (включая и распространение СПИДа) и профессиональными навыками. Кроме того, нынешние многонациональные ВС лишены жёсткой мотивации, характерной для армии времён апартеида, заражённой «осадной» ментальностью. На боеспособности южноафриканских вооружённых сил сказывается и отсутствие современного боевого опыта (миротворческие операции не играют никакой роли в его приобретении), во многом обусловленное отсутствием естественных врагов в регионе.
Потенциал для осуществления гражданского контроля над силовыми структурами (в первую очередь, в рамках работы парламента) в ЮАР гораздо значительнее, нежели в других африканских странах. Данная специфика обусловлена тем, что, в отличие от многих других государств континента, в современной ЮАР армия и полиция не являются безусловным залогом политического выживания правящего режима, и гражданский контроль воспринимается не как подрыв позиций власти, а как дополнительный признак развития демократических институтов.
Вместе с тем в обозримом будущем не исключён рост влияния армии и полиции (последняя все чаще подвергается критике со стороны общественности за чрезмерно жёсткие действия, не позволяющие, тем не менее, справиться с засильем преступности) во внутренней политике, что может быть обусловлено повышением социально-экономической напряжённости и необходимостью силового прекращения массовых беспорядков и акций протеста, в том числе забастовок. В 2007 году армия уже была использована для помощи полиции при пресечении стычек между участниками забастовки учителей и работников здравоохранения и их коллегами, которым бастующие мешали пройти к местам работы. Кроме того, военные медики на время приступили к выполнению обязанностей бастующих гражданских.
В настоящее время предпринимаются попытки официально запретить наёмничество и ограничить возможности южноафриканцев по предоставлению военных услуг частного характера, поскольку, по мнению многих политиков ЮАР, подобная активность вредит международному имиджу страны.
Комплектование рядового и сержантского состава осуществляется на добровольной основе.
← Назад | Политическая роль военных/силовых структур | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Южная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- От истоков государственности до завершения Англобурской войны
- Становление и развитие апартеида
- Демонтаж апартеида и переход к демократии
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1961–2014 годах
- Главы правительства (премьер-министры, после провозглашения республики) в 1958–1984 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальной ассамблее по результатам всеобщих выборов 2004 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение ЮАР в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП ЮАР, по данным Всемирного банка в 2011 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение ЮАР в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Учебник написан в соответствии с программой курса «Физическая география России» ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года ...