Южно-Африканская Республика / Демонтаж апартеида и переход к демократии
Теоретически южноафриканская экономика могла ещё долгое время функционировать в условиях санкций, введённых самыми влиятельными странами мира против режима апартеида, и бегства иностранного капитала, обусловленного санкциями и политической напряжённостью. Несмотря на то что такая стратегия предполагала дальнейшее движение по пути к полной автаркии и постепенное снижение уровня жизни даже привилегированного белого меньшинства, подобная кризисная ситуация сама по себе ещё не представляла системной опасности для правящего режима.
Кроме того, появлялась опасная, но весьма объективная возможность выйти из стратегического тупика, связанного с существованием страны в «кольце фронтов». Руководству было очевидно, что, хотя силовые структуры ЮАР успешно ликвидировали очаги сопротивления внутри страны и базы противника в сопредельных странах, попирая суверенитет последних, эти действия носили сугубо тактический характер, поскольку противник вновь и вновь набирал силу. Кроме того, на повестку дня постепенно выходила проблема усталости белого населения от бесконечного конфликта, которая во второй половине 1980-х годов выразилась, в частности, в росте числа уклонистов от службы в армии, являвшейся главной опорой правительства.
Стратегическим решением всех этих проблем мог стать ядерный шантаж в отношении соседних государств, призванный подтолкнуть их к безусловному отказу от поддержки борцов против апартеида, и программа по созданию собственного ядерного оружия была развёрнута.
Вместе с тем принципиальная опасность для режима, созданного Национальной партией, таилась в объективных демографических тенденциях. Задачи экономического развития, требовавшего непрерывного притока рабочей силы (который белые уже не могли обеспечивать), вели к росту населения «чёрных» пригородов. Последнее все больше походило на естественный контрбаланс для политики искусственной концентрации населения в бантустанах.
Ещё более ощутимой угрозой системе стали неуклонный рост чёрного населения и постепенное снижение численности белой общины. В обозримой исторической перспективе у белых оставалось все меньше демографических ресурсов для осуществления сколь бы то ни было эффективного контроля (административного и военно-политического) над большинством населения. Углубляющаяся численная диспропорция между чёрными и белыми вела к неизбежному превращению белых в совсем незначительную прослойку населения и ставила под сомнение саму идею раздельного существования в будущем, а для государства, построенного на этой идее, главным вызовом безопасности стала именно эрозия идеологии.
Несмотря на то что потенциал для сопротивления внутренним и внешним угрозам ещё оставался (так, в 1983 году с явным намерением расколоть небелое население был введён новый принцип формирования парламента, где наряду с белыми могли заседать азиаты и «цветные»; кроме того, специалисты из белой общины занялись подготовкой боевиков зулу, враждебно настроенных по отношению к коса), обречённость режима была осознана руководством.
Курс на постепенную отмену дискриминационного законодательства, взятый во второй половине 1980-х годов, привёл к окончательному демонтажу апартеида в первой половине 1990-х годов и переходу к правлению чернокожего большинства. В 1994 году президентом ЮАР стал Нельсон Мандела, один из лидеров АНК, с 1964 года отбывавший пожизненное заключение за экстремистскую деятельность. 5 лет спустя на этом посту его сменил однопартиец Табо Мбеки.
На поздних этапах перехода к правлению большинства политический диалог осложнялся не только разницей позиций Национальной партии и АНК, но и открытым конфликтом между чёрными радикалами, продолжавшими нападать на белых, и представителями белой общины, которые пытались создать подобие единой системы самообороны или даже добиться создания отдельного государства для себя.
Кроме того, обострился конфликт АНК с Партией свободы «Инката», выражавшей интересы этноса зулу и также стремившейся захватить властные позиции. Межфракционными трениями был охвачен и сам АНК.
Несмотря на весьма значительные потери, понесённые участниками противостояния коса и зулу (по оценочным данным, столкновения периода демонтажа апартеида до середины 1990-х годов уносили до тысячи жизней ежегодно), чёрного и белого населения, страна сумела удержаться от скатывания к полномасштабной гражданской войне. Отдельного государства для белых не возникло, тогда как бантустаны были реинтегрированы в ЮАР.
Достижение полноценной этносоциальной гармонии в ЮАР до сих пор остаётся делом будущего, поскольку дополнительные поводы для трений даёт социально-экономическая обстановка в стране, сочетающая в себе проблемы развитых и развивающихся государств. Помимо решения внутренних задач, стратегическим приоритетом ЮАР является утверждение в роли регионального лидера и государства с глобальными амбициями.
← Назад | Демонтаж апартеида и переход к демократии | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Южная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- От истоков государственности до завершения Англобурской войны
- Становление и развитие апартеида
- Демонтаж апартеида и переход к демократии
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1961–2014 годах
- Главы правительства (премьер-министры, после провозглашения республики) в 1958–1984 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальной ассамблее по результатам всеобщих выборов 2004 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение ЮАР в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП ЮАР, по данным Всемирного банка в 2011 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение ЮАР в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Настоящая книга повествует о путешествие вокруг света моряка первой половины XIX ...
В книге популярно рассказано о кардинальных законах природы, обусловливающих ...