Бурунди / Независимое Бурунди
1 июля 1962 года королевство Бурунди получило независимость от Бельгии. Первоначально у власти находилась коалиция, состоящая из представителей хуту и тутси, однако последние занимали большинство постов (являясь этическим меньшинством). В стране установился авторитарный режим во главе с королём Мвамбутсой IV. В 1963 году ХДП была запрещена, а её лидеры казнены. Тем не менее противоречия между хуту и тутси, в том числе внутри правящей партии УПРОНА, нарастали.
На парламентских выборах 1965 года хуту впервые получили большинство мест (тутси из УПРОНА получили только 10 мест из 36, остальные достались хуту из УПРОНА и Народной партии). Однако король отказался предоставить большинство постов в правительстве хуту. В октябре 1965 года последние предприняли неудачную попытку государственного переворота, после чего все политические лидеры хуту были казнены (включая депутатов парламента).
8 июля 1966 года наследный принц Шарль Ндизийе, поддержанный армией во главе с полковником Мишелем Мичомберо, сверг своего отца и 1 сентября 1966 года вступил на трон под именем Нтаре V. Мичомберо стал премьер-министром, причём хуту получили 2 места в его правительстве. 28 ноября 1966 года полковник Мичомберо сверг нового короля и провозгласил Бурунди республикой, а себя первым президентом страны. УПРОНА стала единственной законной политической партией страны. Однако монархисты-тутси, поддержанные хуту, не оставляли попыток восстановить прежний строй, и в 1972 году они предприняли неудачную попытку военного переворота, в ходе подавления которого по разным оценкам погибло от 80 до 200 тысяч человек (в том числе бывший король Нтаре V). Беженцами стали более 120 тысяч человек (в основном хуту), одновременно, из соседней Руанды, где к власти пришли хуту, в Бурунди бежали около 50 тысяч тутси.
В 1974 году была принята новая конституция, но уже в 1976 году Мичомберо был свергнут подполковником Жаном-Батистом Багазой, который сформировал Верховный революционный совет из 30 членов. Багаза провёл ряд реформ, направленных на экономическое развитие страны. Положение хуту значительно улучшилось. Однако Багаза существенно ограничил деятельность религиозных организаций, и прежде всего Римско-католической церкви. В 1980 году власть перешла от Верховного революционного комитета к Центральному комитету УПРОНА, но Багаза остался у власти. В 1982 году было избрано однопартийное Национальное собрание, а в 1984 году на президентских выборах Багаза получил 99,66 % голосов избирателей.
3 сентября 1987 года в результате бескровного военного переворота к власти пришёл майор Пьер Буйоя, в годы правления которого начались серьёзные этнические столкновения между тутси и хуту. В 1988 году Буйоя был вынужден предоставить большинство мест в правительстве хуту. 1 июня 1993 года состоялись первые в истории страны демократические президентские выборы на многопартийной основе (участвовали представители 8 партий), главой государства стал представитель хуту Мельхиор Ндадайе. Однако уже в октябре его правительство было свергнуто радикально настроенными тутси. В стране началась гражданская война между двумя этническими общинами. Однако переворот не был поддержан военной элитой, и большие жертвы среди населения страны (до 100 тысяч человек менее чем за полгода гражданской войны) вынудили путчистов возвратить власть легитимному правительству.
13 января 1994 года Национальное собрание избрало нового президента — Сиприена Нтарьямиру (бывшего министра сельского хозяйства). Однако Нтарьямиру и президент Руанды (также из числа хуту) Хабиаримана погибли в авиакатастрофе в столице Руанды Кигали 6 апреля 1994 года, и их гибель спровоцировала новую волну межэтнических столкновений, а также череду переворотов и политических убийств. В результате 25 июля 1996 года произошёл новый военный переворот и к власти пришёл бывший президент страны майор Пьер Буйоя, который назначил Раскаля Ндимира (хуту) на пост премьер-министра. УПРОНА вновь стала единственной легальной партией, но уже 12 сентября 1996 года запрет на деятельность политических партий бы снят. Международное сообщество осудило новый военный режим и ввело против Бурунди ряд экономических санкций, которые не были сняты даже после принятия новой временной конституции 6 июня 1998 года, которая предусматривал полноценное возобновление деятельности парламента (однако Буйоя остался у власти).
В результате Буйоя был вынужден согласиться на участи в мирных переговорах с оппозиционными силами (некоторые из которых действовали в эмиграции), которые проходили в Аруша (Танзания). К 2000 году было достигнуто согласие по основным вопросам, а 23 июля 2001 года было подписано соглашение об основных принципах политического устройства, на основании которого Национальное собрание 28 октября 20011 утвердило временную конституцию страны. Буйоя остался президентом, а вице-президентом стал лидер Фронта за демократию в Бурунди (ФРОДЕБУ) Дометьен Ндайизейе (хуту Через 18 месяцев последний должен был стать президентов причём на должность вице-президента в таком случае должен будет назначен тутси. С декабря 2002 по май 2003 года действовало перемирие между правительством и радикальным группировками хуту (крупнейшей из них являлась «Сила в защиту демократии» (ФДД)). Окончательное соглашение с повстанцами, представленными политическим крылом ФДД — Национальным советом защиты демократии КНДД было подписано в октябре 2003 года в Претории. Представитело КНДД были допущены в коалиционное правительство до этого входили представители 15 партий). 20 октября 2004 года Ндайизейе подписал проект конституции, который был принят на всенародном референдуме 28 февраля 2005 года. На первых муниципальных выборах, прошедших в соответствии с новой конституцией в июне 2005 года, неожиданную побед одержал КНДД, как и на прошедших 4 июля парламентских выборах. Лидер партии Пьер Нкурунзиза был избран Национальным собранием новым президентом страны 19 август 2004 года (последующие президенты будут избираться на все народных выборах).
Вице-президентом стал лидер УПРОН Мартин Ндувимана (тутси). Нкурунзиза сформировал «правительство национального единства», куда вошли представители крупнейших партий страны: КНДД, УПРОНА, ФРС ДЕБУ, Партии национального восстановления (ПАРЕНА «Гарант свободы слова в Бурунди» («Инкинзо») и Движение за реабилитацию граждан (МРС). Однако в марте 2006 ФРОДЕБУ вышла из состава правительства. В сентябре 2006 было подписано соглашение о прекращении огня с последней повстанческой группировкой — Национальными силами освобождения (ФНЛ), которая продолжала действовать в отдалённых горных районах.
В феврале 2007 года начался вывод наблюдателей ООН из зоны конфликта. Другим признаком восстановления мирного политического процесса в стран стало создание в апреле 2007 года. Экономического сообществ государств Великих озёр (Бурунди, Руанда, ДРК). Однако в июле 2007 года некоторые фракции ФНЛ объявили о выходе из этого соглашения, что вызвало столкновения как между правительственными войсками и повстанцами, так и между повстанческими группировками внутри ФНЛ. Последние такие столкновения происходили в апреле 2008 года. Кроме того наблюдается постепенная дестабилизация политической ситуации, о чем свидетельствует арест бывшего руководителя фракции КНДД в Национальном собрании в апреле 2008 года по обвинению в подготовке переворота. Вывод миротворце и наблюдателей ООН из страны был приостановлен.
28 июня 2010 года Пьер Нкурунзиза был вновь выбран президентом Бурунди на очередной пятилетний срок. Впервые глава страны был выбран населением, а не парламентом Нкурунзиза получил поддержку 91,62 % избирателей пр явке в 76,98 %.
← Назад | Независимое Бурунди | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Восточная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциал в 1975–2000 годах
- Язык (языки)
- Доколониальный период
- Колониальный период
- Независимое Бурунди
- Нацие- и государствообразование
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты, главы военного правительства) в 1966–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальном собрании по итогам парламентских выборов 23 июля 2010 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Бурунди в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП Бурунди, по данным Всемирного банка в 2012 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Бурунди в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1998–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В книге представлены биографические данные около 300 отечественных и зарубежных ...
Природу нашей великой Родины постоянно и планомерно изучает огромная армия ...
Всякий любознательный человек интересуется, почему так, а не иначе называется ...