Эфиопия / Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
Радикально новые для Эфиопии институты были привнесены в страну в 1974 году с установлением власти марксистского военного режима. В 1974 году император Хайле Селассие I был свергнут в результате военного переворота, произошло установление режима Временного военного административного совета (ДЭРГа). В 1977 году первый заместитель председателя Совета, полковник Менгисту Хайле Мариам захватил пост председателя Совета и объявил курс на построение социализма. В 1989 году Народный фронт освобождения Тиграя установил контроль над провинцией Тиграй. 28 мая 1991 года был свергнут Менгисту Хайле Мариам и создано временное правительство в Аддис-Абебе.
В настоящее время в стране действует более 10 радикальных оппозиционных организаций, ведущих вооружённую борьбу в виде Фронтов национального освобождения (Афар, Оромо, Огаден, эфиопские сомалийцы, народности юга), Национально-демократическая партия, Эфиопская объединённая демократическая партия. Также с 1998 года действует основанный в Эритрее Патриотический фронт эфиопского народа, ведущий борьбу с правительством за власть. Лидер Фронта — Мескерем Аталай. С 2001 года Фронт активизировал вооружённые выступления на севере Эфиопии, в провинции Амхара (в особенности в районе Северного Гондара).
В 2010–2011 годах резко возросла интенсивность вооружённых противостояний правительства с Фронтом освобождения Огадена и Фронтом освобождения Оромо, сохраняется напряжённость в противостоянии с другими этническими фронтами. Продолжается противостояние на основе территориальных претензий между сомалийским районом Оромо и эфиопским Огаденом.
Несмотря на формальное завершение эфиопо-эритрейского конфликта в 2000 году, с 2001 года продолжают оставаться неурегулированными территориальные претензии к Эфиопии со стороны Эритреи в отношении спорного участка территории Бадме. Сохраняется опасность вооружённой реэскалации конфликта.
С января 2007 года усилилось противостояние с Сомали после введения Эфиопией войск на территорию Южного Сомали.
В связи с усилением нестабильности в Судане периодически делаются попытки предъявить территориальные претензии вследствие незавершённости процесса демаркации границы между Восточным Суданом и Эфиопией.
Угроза терроризма в Эфиопии сегодня реальна (по данным Гейдельбергского института): с 1997 года по настоящее время на территории страны имели место многократные крупные террористические акты. Среди организаций, заявивших свою ответственность за проведение террористических актов, следует выделить Фронт освобождения Оромо, Национальный фронт освобождения Огадена, Молодежное движение муджахиддинов (усиленно — с августа 2007 года), «Аль-Каида» (август 2007 года). Ситуация усугубляется также наличием очень большого количества крупных террористических актов на территории страны, ответственность за совершение которых не взяла на себя ни одна организация. Такие террористические акты были спорадическими в 2000–2002 годах, усилились в 2004 году, а с 2005 по 2007 годы стали носить регулярный характер. Основными целями террористических нападений являются бизнес-объекты, транспорт, политики. Основные места совершения крупных террористических актов — Аддис-Абеба и район вокруг города, район и город Дыре-Дауа (в непосредственной близости от границ с Эритреей и Сомали).
Уровень коррупции в Эфиопии на основе экспертных оценок определяется как высокий.
Transparency International также представляет «Глобальный барометр коррупции» (Global Corruption Barometer), который показывает, какие сферы социальной жизни в стране, по мнению граждан, в наибольшей мере подвержены коррупции. Исследование «Глобальный барометр коррупции» за 2005 год показывает, что граждане Эфиопии считают наиболее коррумпированными следующие институты и сферы социальной жизни: налоговые органы и частный сектор (по 3,8 балла), полиция и судебная система (по 3,7 балла), таможня и политические партии (по 3,6 балла). Наименее коррумпированными граждане считают религиозные организации (2,4 балла) и неправительственные организации (2,5 балла). Наиболее распространённая форма коррупционных действий связана с истребованием и дачей взяток.
Одним из основных факторов, способствовавших распространению коррупции в Эфиопии до 2000 года, оставалось нестабильное положение в стране. В мае 2001 года был принят закон, предусматривающий создание Федеральной комиссии по этике и противодействию коррупции. В одном из первых громких разбирательств по делу о коррупции Комиссия привлекла к суду 41 бывшего и действующего сотрудника Центрального коммерческого банка Эфиопии. В мае 2001 года аналогичные обвинения были предъявлены 12 бывшим главам правительственных учреждений и бизнесменам. Одним из обвинённых был лидер отколовшейся от правящей партии фракции. В июне 2001 года 50 представителей эфиопских НПО и СМИ посетили организованную правительством конференцию по противодействию коррупции, что может считаться положительной тенденцией в борьбе с коррупцией (с учётом того, что главной мотивацией здесь является сохранение положительного или улучшающегося имиджа в глазах стран-доноров, выделяющих Эфиопии помощь).
Текущий уровень миграции не представляет прямой угрозы для безопасности страны, хотя правительство считает желательным поступательное возвращение граждан в страну. При сохранении потенциала возобновления эфиопо-эритрейского противостояния существует опасность возрастания миграционных потоков беженцев в стране. Также постоянно присутствует опасность миграционного потока со стороны Сомали в связи с резким ухудшением двусторонних отношений в январе 2007 года.
Эфиопия не сталкивается с угрозой сокращения численности населения: согласно докладу ПРООН «О развитии человека 2006», в 2004–2015 годах прогнозируется положительный прирост населения, который будет составлять 2,3 %.
← Назад | Внешние и внутренние угрозы безопасности государства | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Восточная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Эфиопия в древности и Средние века
- Эфиопия в Новое и Новейшее время
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты, после принятия конституции 1994 года и выборов 1995 года)
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате депутатов по итогам выборов 2010 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияний
- Положение и роль СМИ
- Положение Эфиопии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Эфиопии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1999–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В первой части рассматриваются географическое положение и его влияние на ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1922 года ...
Полный перевод произведений выдающихся путешественников-первооткрывателей. В ...