Эфиопия / Конфликты и расколы

В настоящее время в Эфиопии существуют различные основания для внутриполитических конфликтов. Также велика вероятность возобновления двустороннего противостояния с соседними государствами. В числе факторов внутренних конфликтов можно выделить: столкновения на этнической, лингвистической, конфессиональной основе; политическое противостояние правительства и оппозиции; неравенство в распределении доходов между социальными группами и регионами, секторами экономики.

Согласно международной статистике, коэффициент Джини, отражающий неравенство в доходах и потреблении, составляет для Эфиопии 29,8 (в 2011 году), что является сравнительно умеренным показателем.

Одним из источников конфликта в эфиопском обществе стала новая конституция, которую не поддержали многие существующие в стране движения. Так, конституция разделила Эфиопию на регионы по этническому принципу, что формально было обусловлено стремлением снять межнациональные противоречия путём передачи этническим группам частичного контроля над традиционно принадлежавшими им территориями. Национальный фронт освобождения Огадена (НФОО) объявил об оппозиции правительству и в 1990-х годах вёл против правительственных сил партизанские действия. Однако эта политика не была поддержана большей частью сомалийских движений в регионе. Более популярная в регионе Демократическая лига этнических сомалийцев, а вслед за ней многие другие организации предпочитают оставаться партнёрами центрального правительства в интересах стабильности и развития своего региона.

Другой серьёзной проблемой в регионе стал рост популярности исламского фундаментализма. Организация «аль-Иттихад аль-Исламия», базируясь в Сомали, совершает рейды в Сомалийский регион Эфиопии. Движение призывало жителей региона к ведению «священной войны» против центрального правительства. Несмотря на то что призывы в большинстве своём не нашли отклика среди населения региона, правительство остаётся озабоченным данными выступлениями, которые потенциально могут вызвать активный конфликт в регионе. Следствием этого стали рейды вооружённых сил Эфиопии на приграничные города республики Сомали и их захват (например, город Лук, бывший штаб-квартирой организации). Приграничные с Сомали территории находятся в зоне повышенной конфликтогенности, усилившейся после попытки ввода войск Эфиопии в сопредельные территории в январе 2007 года. При этом Эфиопия, имеющая в своём составе значительный процент приверженцев как ислама, так и христианства (при фактическом доминировании и численном преобладании последних), стремится к тому, чтобы оставаться светским государством.

Другой причиной конфликтов является распределение власти в эфиопском обществе. В связи с тем, что после 1991 года власть в большой мере контролируется тиграйцами (составляющими около 10 % всего населения страны), другие национальности постоянно требуют расширения своего представительства в органах государственной власти. Представители народа амхара призывают к реставрации монархического строя. Амхарская «аристократия» с пренебрежением относится к нынешнему верховенству малообразованных, по их мнению, выходцев из Тиграя. Составляющий около 50 % населения народ оромо на фоне тиграйского господства, которому предшествовало амхарское, стремится к максимальной автономии. Одним из следствий подобного стремления стало массовое создание партий и политических движений по национальному признаку. Таким образом, постоянно объективно существует напряжение по поводу распределения власти между представителями различных национальностей в эфиопском обществе.

Конфликт между Эфиопией и Эритреей, имеющий глубокие корни, остаётся фактически неурегулированным, так как по итогам Перемирия и Мирного соглашения 2000 года, а также подписания соглашения о границах 2002 года суть конфликтных разногласий решена не была.

После Второй мировой войны Эритрея перешла под опеку ООН, а в дальнейшем (1950 год) была фактически объединена с Эфиопией, начавшей политическое и экономическое давление на новые территории. Это стало началом борьбы эритрейцев с центральной императорской властью. Одновременно возникли внутренние разногласия между националистами и исламистами. В Эритрее резкую популярность набрала партия НФОЭ под руководством Исайяса Афеворки. Целью НФОЭ было провозглашено отделение Эритреи. Эритрея ввела собственную денежную единицу (накфа), в связи с чем обострились проблемы в экономических отношениях с Эфиопией. Формальным поводом для начала открытых военных действий стала спорная территория Бадме.

Вооружённый конфликт между Эфиопией и Эритреей, возникший в мае 1998 года на почве взаимных территориальных и других разногласий, привёл к значительным потерям сторон, дестабилизации ситуации в регионе. СБ ООН в резолюциях № 1177 от 26 июля 1998 года и № 1226 от 29 января 1999 года призывал участников конфликта к прекращению огня, выражал поддержку миротворческим усилиям ОАЕ, а в резолюции № 1227 от 10 февраля 1999 года обратился ко всем государствам с призывом прекратить продажи Эфиопии и Эритрее оружия и боеприпасов. Возобновление активных боевых действий побудило Совет Безопасности принять 12 мая 2000 года резолюцию № 1297, требующую прекращения огня, и 17 мая 2000 года ввести резолюцией № 1298 военное эмбарго в отношении обеих сторон сроком на 1 год.

Ведущую роль в разблокировании ситуации изначально играла Организация африканского единства (ОАЕ), при активном посредничестве которой, прежде всего Алжира, в Алжире 12 декабря 2000 года было подписано эфиопо-эритрейское мирное соглашение. Была сформирована комиссия по делимитации и демаркации госграницы и по рассмотрению претензий о выплате компенсаций за ущерб, причинённый в ходе боевых операций; начался процесс освобождения пленных и репатриации перемещённых лиц.

Резолюцией Совета Безопасности № 1312 от 31 июля 2000 года учреждена Миссия ООН в Эфиопии и Эритрее (МООНЭЭ). В соответствии с резолюцией СБ ООН № 1320 от 15 сентября 2000 года в созданной в районе эфиопо-эритрейской границы временной зоне безопасности шириной 25 км была развёрнута миротворческая операция ООН с участием до 4 200 военнослужащих (из них 220 наблюдателей).

В апреле 2002 года Эфиопия и Эритрея официально заявили о своём согласии с решением нейтральной Пограничной комиссии (ПК) в Гааге о делимитации эфиопо-эритрейской границы, имеющем окончательный и обязательный характер. Вскоре после этого в Гааге состоялись консультации между ПК и представителями Эфиопии и Эритреи в целях скорейшей выработки модальностей демаркации границы. Тем не менее в отношениях между Эфиопией и Эритреей сохранялась напряжённость, что затягивало начало работ по демаркации эфиопо-эритрейской границы. Наряду с ПК в Гааге работала нейтральная Комиссия по рассмотрению взаимных претензий Эфиопии и Эритреи.

В 2002–2004 годах отношения между Эфиопией и Эритреей находились в тупике, в 2005 году Эфиопия начала вывод войск из занятых спорных территорий, однако в январе 2006 года. Эритрея выступила с угрозой возобновления военных действий. В 2007 году сохранялась потенциальная возможность возобновления вооружённой стадии конфликта, так как не были разрешены ключевые разногласия между сторонами, прежде всего не были удовлетворены притязания эритрейской стороны. В 2008 году Эритрея приняла план демаркации границы с Эфиопией, предложенный ООН, однако Эфиопия заявила о непризнании новой границы. В итоге в январе 2008 года ООН продлила мандат миротворческой миссии по Эфиопии и Эритрее сроком на 6 месяцев. Из-за отказа в поставке топлива со стороны Эритреи начинается временный вывод контингента миротворцев ООН в составе 1 700 человек. Генеральный секретарь заявил о вероятности возобновления вооружённого конфликта между Эфиопией и Эритреей. Эритрея призвала ООН к выводу войск. В июле 2008 года СБ ООН единогласно проголосовал за прекращение миротворческой миссии по Эфиопии и Эритрее.

Напряжённость сохранялась до марта 2011 года, когда Эфиопия официально заявила протест против посылки Эритреей «агентов влияния» для установки взрывных устройств на спорной территории и объявила о начале мер по противодействию эритрейской «агрессии». В апреле 2011 года Эфиопия открыто заявила о плане поддержки групп оппозиции в Эритрее для свержения режима Исайяса Афеворки. В июле 2011 года ООН обвинило Эритрею в подготовке террористического акта в ходе саммита Африканского союза в Эфиопии.

Сохраняется высокий потенциал конфликта с Сомали. В 2006 году ООН предъявила Эфиопии обвинения в нарушении режима эмбарго на поставки вооружений в Сомали. В ноябре войска Эфиопии вошли на территорию Сомали и захватили столицу и большую часть территории. В июне 2008 года было подписано соглашение между правительством Сомали и исламскими повстанцами, которое предусматривало вывод войск Эфиопии в течение 120 дней. В январе 2009 года Эфиопия формально завершила вывод войск с территории Сомали. В июне Эфиопия признала факты деятельности разведывательных миссий на территории Сомали, однако отказалась от признания повторного ввода войск. В октябре 2011 года Эфиопия предоставила США военные базы для совершения боевых вылетов на территорию Сомали для свержения исламистского режима. В ноябре 2011 года войска Эфиопии вошли в центральные районы Сомали.

В стране продолжаются долгосрочные внутренние конфликты. В 2009 году произошла эскалация конфликта Эфиопии с провинцией Огаден на границе с Сомали. Данный конфликт начался в 1984–1985 годах и несколько раз переходил из открытой стадии в латентную. Фронт Национального освобождения Огадена выступил против разработки иностранными компаниями месторождений нефти и газа на территории Огадена. В декабре 2008 года начались вооружённые столкновения между правительственными войсками и вооружёнными формированиями Фронта. В январе — марте 2009 года продолжались военные действия, в результате более 200 человек из состава вооружённых сил обеих сторон погибло, количество гражданских жертв не известно. Летом 2009 года правительство отрицало факт ведения вооружённой борьбы с национальными формированиями. В сентябре представители Фронта обратились к Африканскому союзу с просьбой включить данное противостояние в официальный реестр текущих конфликтов в регионе. В октябре правительство Эфиопии заявило о снятии угрозы нападения групп Фронта на разработки нефти и газа в регионе.

Тем не менее в конце октября — начале ноября 2009 года продолжались военные действия на границе с Сомали; часть военных действий велось на территории Сомали. Представители исламистов Сомали заявили о ведении военных действий на территории сомалийского региона Нижняя Джубба и на юго-востоке Сомали. Войска Эфиопии совместно с войсками Пунтленда арестовали группы Фронта в центральных районах Сомали. Фронт был обвинён в совершении совместных террористических актов с организацией Хизб-уль-Ислам на территории Южного Сомали и региона Нижняя Джубба. В январе — феврале 2010 года продолжались вооружённые действия между Фронтом и правительственными войсками. В феврале 2010 года Фронт обратился к Африканскому союзу с просьбой расследовать факты нарушения прав человека со стороны правительства Эфиопии в отношении представителей Фронта. В марте США опубликовали доклад, в котором указывалось на множественные нарушения прав человека со стороны Эфиопии в отношении национального движения огаденцев.

Представители Фронта заявили о разрушении 12 городов и поселений в Огадене в марте 2010 года войсками правительства Эфиопии. В мае 2010 года Фронт объявил о захвате одного из разрабатываемых иностранной компанией нефтегазового месторождения в Огадене. В августе 2010 года Фронт также обвинил правительство страны в разрушении нескольких городов на территории Огадена. В сентябре 2010 года Фронт повторил предупреждение иностранным компаниям против разработок месторождений на территории Огадена. Одновременно правительство провозглашённого Сомалиленда объявило о высадке десанта в 200 человек на территории Северо-Западного Сомали. По данным правительства Сомалиленда, войска присоединились к отдельным вооружённым группам, направлявшимся в сторону пограничного «треугольника» между Эфиопией, Сомали и Джибути. 12 октября 2010 года правительство Эфиопии подписало мирное соглашение с отколовшейся группой фронта во главе с Салахаддином Абдульрахманом. Представители Фронта заявили о несущественности деятельности отколовшейся группы и отказались вести переговоры. 21 октября правительство Эфиопии заявило о начале совместных действий против Фронта вместе с правительством Сомалиленда. По данным Гейдельбергского института, конфликту присвоена 4-я степень эскалации.

С 2005 года в Эфиопии продолжается противостояние в борьбе за власть между Коалицией за единство и демократию и Объединёнными демократическими силами Эфиопии с одной стороны и правительством Эфиопии — с другой. Данному конфликту присвоена 2-я степень эскалации по результатам изучения ситуации в Гейдельбергском институте. В апреле 2009 года правительство обвинило данные оппозиционные силы в попытке совершения государственного переворота. 39 человек из числа оппозиционеров были признаны виновными Высшим федеральным судом Эфиопии, 5 было арестовано. Данный конфликт также имеет этнический характер — все члены оппозиции представляют народность амхара и были смещены с постов после прихода к власти представителя народности тиграй действующего премьер-министра Мелеса Зенауи.

Также получил развитие продолжающийся с 1974 года конфликт с Фронтом освобождения Оромо. Основной целью деятельности Фронта является борьба за отделение от Эфиопии. В январе 2010 года Фронт раскололся на 3 отдельных формирования. В мае правительство Эфиопии заявило о попытках перехода границы со стороны Сомалиленда представителями вооружённых формирований народности оромо. В октябре Фронт заявил о воссоединении. Одновременно правительства Эфиопии и Кении начали военную кампанию против оромо на эфиопско-кенийской границе и в северо-восточных провинциях Кении. В ноябре 2010 года Фронт призвал все оппозиционные силы Эфиопии к объединению против правительства Эфиопии. В 2010 году Гейдельбергским институтом конфликту была присвоена 3-я степень интенсивности.


←   Назад  |   Конфликты и расколы   |   Вперёд   →



 

Александр Петрович Карпинский / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1936 года (издательство «Госиздат»).Александр Петрович Карпинский
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1936 года ...
Основы палеонтологии (в 15 томах) том 12. Земноводные, пресмыкающиеся, птицы / Фундаментальная работа по палеонтологии. В 15 томах данного справочника содержится описание различных групп ископаемых организмов — от простейших до млекопитающих и от водорослей до покрытосеменных растений. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1964 года (издательство «ИздательОсновы палеонтологии (в 15 томах) том 12. Земноводные, пресмыкающиеся, птицы
Фундаментальная работа по палеонтологии. В 15 томах данного справочника ...
Страны и народы. Научно-популярное географо-этнографическое издание (комплект из 20 книг) / Двадцатитомное иллюстрированное издание «Страны и народы» построено по единому плану и охватывает географо-этнографическим описанием весь современный мир, все без исключения большие и малые страны. Первый том «Земля и человечество. Общий обзор» — вводный. Он рисует обобщённую картину современного миСтраны и народы. Научно-популярное географо-этнографическое издание (комплект из 20 книг)
Двадцатитомное иллюстрированное издание «Страны и народы» построено по единому ...