Эритрея / Конфликты и расколы
Конфликты в Эритрее в основном происходят из-за жёсткой политики руководства страны, которое не проводит выборы и придерживается практики широкого применения репрессий и пыток. В 2001 году на фоне отмены выборов группа из 18 журналистов и 15 политиков оппозиционного толка попыталась выступить против действий правительства, но эта попытка была жёстко подавлена. Участники событий 2001 года либо продолжают находиться в тюрьмах, несмотря на многочисленные призывы со стороны международных организаций к их освобождению, либо покинули пределы страны. Небольшой сегмент независимых СМИ был подавлен в 2001 году.
Конфликт между Эфиопией и Эритреей остаётся фактически неурегулированным, так как по итогам перемирия и мирного соглашения 2000 года, а также подписания соглашения о границах 2002 года суть конфликтных разногласий устранена не была. Причины конфликта имеют комплексную природу и включают в себя исторически сложившиеся политические, этнические, религиозные противоречия, культурные различия, разницу в уровнях экономического развития государств.
Активизация сепаратистских тенденций произошла в конце XIX века после того, как Италия захватила северные области Эфиопии. В этот период произошло образование колонии Эритрея, в состав которой были включены многие приморские племена. Италия, рассматривая Эритрею как плацдарм для будущих завоеваний в Северо-Восточной Африке, вкладывала существенные средства в её развитие.
После Второй мировой войны Эритрея перешла под опеку ООН, а в дальнейшем (1952 год) была фактически объединена на федеративной основе с Эфиопией, начавшей политическое и экономическое давление на новые территории, что и стало причиной активизации борьбы эритрейской диаспоры с центральной императорской властью. Одновременно возникли внутренние разногласия между националистами и исламистами. В Эритрее большую популярность приобрела партия НФОЭ под руководством Исайяса Афеворки. Целью НФОЭ было отделение Эритреи. Под давлением международного сообщества (в первую очередь США) Эритрея в начале 1990-х годов получила статус суверенного государства, но конфликт на этом не был завершён. Эритрея ввела собственную денежную единицу (накфа), в связи с чем обострились проблемы в экономических отношениях с Эфиопией. Формальным поводом для начала открытых военных действий стала спорная территория Бадме.
Вооружённый конфликт между Эфиопией и Эритреей, возникший в мае 1998 года на почве взаимных территориальных и других разногласий, привёл к значительным людским и материальным потерям сторон, дестабилизации ситуации в этом субрегионе. СБ ООН в резолюциях № 1177 от 26 июля 1998 года и № 1226 от 29 января 1999 года призывал участников конфликта к прекращению огня, выражал поддержку миротворческим усилиям Организации африканского единства (ОАЕ), а в резолюции № 1227 от 10 февраля 1999 года обратился ко всем государствам с призывом прекратить поставки оружия и боеприпасов Эфиопии и Эритрее. Возобновление активных боевых действий побудило СБ ООН принять 12 мая 2000 года резолюцию № 1297, требующую прекращения огня, и 17 мая 2000 года ввести резолюцией № 1298 военное эмбарго в отношении обеих сторон сроком на 1 год.
Ведущую роль в разблокировании ситуации изначально играла Организация африканского единства (ОАЕ), при активном посредничестве которой, прежде всего Алжира, в городе Алжире 12 декабря 2000 года было подписано эфиопоэритрейское мирное соглашение. Начата реализация всех его положений, в том числе сформированы комиссии по делимитации и демаркации государственной границы и по рассмотрению претензий о выплате компенсаций за ущерб, причинённый в ходе боевых операций; идёт процесс освобождения пленных и репатриации перемещённых лиц.
Центр тяжести в усилиях по разблокированию проблемы сместился в сторону ООН. Резолюцией СБ ООН № 1312 от 31 июля 2000 года учреждена Миссия ООН в Эфиопии и Эритрее (МООНЭЭ). В настоящее время в соответствии с резолюцией СБ ООН № 1320 от 15 сентября 2000 года в созданной в районе эфиопо-эритрейской границы временной зоне безопасности шириной 25 км завершается развёртывание миротворческой операции ООН с участием до 4 200 военнослужащих (из них 220 наблюдателей).
Эфиопия и Эритрея официально заявили о своём согласии с решением нейтральной Пограничной комиссии (ПК) в Гааге (апрель 2002 года) о делимитации эфиопо-эритрейской границы, имеющем окончательный и обязательный характер. Вскоре после этого в Гааге состоялись консультации между ПК и представителями Эфиопии и Эритреи в целях скорейшей выработки модальностей демаркации границы. Военная обстановка и общее положение во временной зоне безопасности остаются стабильными.
Тем не менее в отношениях между Эфиопией и Эритреей по-прежнему сохраняется напряжённость, что затягивает начало работ по демаркации эфиопо-эритрейской границы. Наряду с ПК в Гааге работает нейтральная Комиссия по рассмотрению взаимных претензий Эфиопии и Эритреи.
В 2002–2004 годах отношения между Эфиопией и Эритреей находились в тупике. В 2005 году Эфиопия начала вывод войск из занятых спорных территорий, однако в январе 2006 года Эритрея выступила с угрозой возобновления военных действий.
В 2007 году сохранялась потенциальная возможность возобновления вооружённой стадии конфликта, так как не были разрешены ключевые разногласия между сторонами, прежде всего не были удовлетворены притязания эритрейской стороны.
В 2008 году Эритрея приняла план демаркации границы с Эфиопией, предложенный ООН, однако Эфиопия заявила о непризнании новой границы. В итоге в январе 2008 года ООН продлила мандат миротворческой миссии по Эфиопии и Эритрее сроком на 6 месяцев. Из-за отказа в поставке топлива со стороны Эритреи начинается временный вывод контингента миротворцев ООН в составе 1 700 человек. Генеральный секретарь заявил о вероятности возобновления вооружённого конфликта между Эфиопией и Эритреей. Эритрея призвала ООН к выводу войск. В июле 2008 года СБ ООН единогласно проголосовал за прекращение миротворческой миссии по Эфиопии и Эритрее. Напряжённость сохранялась до марта 2011 года, когда Эфиопия официально заявила протест против посылки Эритреей «агентов влияния» для установки взрывных устройств на спорной территории и объявила о начале мер по противодействию эритрейской «агрессии». В апреле 2011 года Эфиопия открыто заявила о плане поддержки групп оппозиции в Эритрее для свержения режима Исайяса Афеворки. В июле 2011 года ООН обвинило Эритрею в подготовке террористического акта в ходе саммита Африканского союза в Эфиопии. В июле — сентябре 2011 года и до настоящего момента весь регион Африканского Рога был охвачен жесточайшей засухой за последние 50 лет.
В июне 2008 года получил развитие пограничный конфликт с Джибути на основе территориального спора в отношении Рас-Думейра, который находился в латентном состоянии с 1995 года. 14 января 2008 года. СБ ООН принял резолюцию № 1862, поддерживающую вывод войск Джибути с неразграниченной территории и осудил отказ Эритреи вывести войска. Эритрее был поставлен срок 5 недель для вывода войск на исходные позиции. Эритрея не выполнила этого условия. В июне 2008 года начались военные действия между Эритреей и Джибути. США осудили агрессию Эритреи, которая не взяла на себя ответственность за начало действий. В апреле 2009 года ООН осудили Эритрею за невыполнение требований по выводу войск. Эритрея отрицала присутствие своих войск на территории Джибути. В августе ООН призвало Эфиопию и Эритрею выплатить взаимные компенсации за ущерб от войны 1998–2000 годов. В декабре 2009 года ООН ввела санкции против Эритреи в связи с подозрением поддержки Эритреей исламистов в Сомали. В июне 2010 года Эритрея и Джибути официально согласились прийти к мирному разрешению двустороннего конфликта.
← Назад | Конфликты и расколы | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Восточная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияний
- Положение и роль СМИ
- Положение Эритреи в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство в политике и за её пределами
- Общая характеристика национального хозяйства в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Эритреи в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1997–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Книга представляет собой серию очерков, рассказывающих о малоизвестных фактах из ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1933 года ...
Москва, 1912 год. Издательство «Природа». Владельческий переплёт. Сохранность ...