Чад / Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
Во главе Республики стоит президент, избираемый всеобщим прямым голосованием на пятилетний срок. Изначально в конституции предусматривался запрет пребывания одного и того же лица на должности президента более двух сроков подряд. В мае 2004 года Национальное собрание внесло предложение по изменению ст. 61 конституции, предусматривавшей это ограничение. В результате общенационального референдума в июне 2005 года ограничение на срок пребывания у власти было отменено.
Требования, предъявляемые к кандидату в президенты, закреплены в ст. 62. На пост президента могут быть избраны дееспособные граждане Чада мужского и женского пола не моложе 35 и не старше 60 лет, чьи родители также должны быть гражданами Чада. Если кандидат занимал до избрания пост на военной службе или в службе безопасности государства, он должен немедленно покинуть его. Двойное гражданство для президента не допускается.
Выборы нового президента проводятся за 35 дней до истечения срока полномочий его предшественника. Победителем объявляется кандидат, получивший абсолютное большинство голосов. Если ни один кандидат не получает такового, проводится второй тур, где победитель должен получить простое большинство голосов.
Президент назначает премьер-министра и по его представлению назначает членов правительства, а также отправляет правительство в отставку.
Высший суд осуществляет судебное преследование президента республики и членов правительства в случае совершения ими действий, подпадающих под определение измены. В него включаются преступления против республиканской формы правления, единства и свободы государства, его суверенитета и независимости, а также целостности национальной территории. Кроме того, измена может предполагать грубые нарушения прав человека, коррупцию, расхищение общественных средств, организацию наркотрафика и размещение на территории страны или транзит через неё токсичных и иных опасных веществ.
Президент не несёт ответственности за действия, совершаемые во время пребывания в должности, за исключением действий, составляющих факт измены.
Решение о выдвижении обвинения президенту и членам правительства должно быть поддержано 2/3 депутатов Национального собрания при тайном голосовании. В период слушания дела президент или министр отстраняется от исполнения своих обязанностей. В случае подтверждения вины ответчика Высший суд устанавливает меру наказания в соответствии с уголовно-процессуальными нормами, действующими на момент совершения преступления.
В состав Высшего суда входят десять депутатов Национального собрания, два члена Конституционного совета и три члена Верховного суда, избираемые в Высший суд своими коллегами. Председатель избирается составом Высшего суда.
В случае если нормальная работа государственных органов оказывается под угрозой срыва вследствие постоянных кризисов исполнительной и законодательной власти, а также если Национальное собрание на протяжении 1 года дважды объявляло вотум недоверия правительству, президент может после консультаций с премьер-министром и депутатами распустить парламент. Новые выборы должны состояться в течение 45 дней после роспуска парламента. Парламент не может быть распущен в первый год после избрания.
Парламент может вынести правительству вотум недоверия, для инициирования которого требуется собрать подписи не менее 1/10 от общего числа депутатов. Вотум выносится большинством голосов членов парламента. В случае, если инициатива не получает одобрения, повторное голосование по вотуму недоверия может быть проведено только в ходе следующей сессии. Исключение могут составлять случаи, когда вопрос о доверии ставится самим правительством в лице премьер-министра.
Если вотум недоверия вынесен, а также если парламент отверг программу правительства или общую декларацию правительства по политическим вопросам, глава правительства ставит перед президентом вопрос об отставке правительства.
Законодательная инициатива принадлежит депутатам и правительству страны. В институциональном дизайне сделан упор на сотрудничество ветвей власти.
← Назад | Разделение и взаимодействие различных ветвей власти | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Центральная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в Чаде в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Чад в древности и Средние века
- Канем-Борну
- Колонизация
- Чад в 1940–1960-х годах
- Чад при президенте Томбалбае
- Республика Чад в период правления Высшего военного совета
- Гражданская война с иностранным компонентом
- Республика Чад на современном этапе
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства в 1960–2014 годах
- Главы правительства в 1959–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальном собрании по итогам выборов 20 февраля 2011 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Чада во рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП Чада, по данным Всемирного банка в 2011 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Чада в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2002–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Предмет, задачи, история, теоретические позиции и проблемы биогеографии. Впервые ...
Несколько столетий мореплаватели и путешественники разных стран открывали и ...
История каждой великой реки полна драматических эпизодов, потому что вся история ...