Центральноафриканская Республика / Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
Бремя традиционных (военно-политических) внешних и внутренних угроз безопасности государства в случае ЦАР может быть оценено как среднее, что подтверждается следующими фактами.
Начиная с 1974 года в стране было предпринято 3 успешные и 5 потерпевших поражение попыток государственного переворота.
Де-факто правительство, опираясь на помощь международных миротворческих сил, контролирует только пристоличную область, то есть юго-западные области. В северо-западных, северо-восточных и юго-восточных частях страны антиправительственные группы, часто вооружённые лучше, чем регулярная армия, во многом взяли на себя полномочия власти.
Северо-западные области (префектуры Уам, Уам-Пенде, и Нана-Гребизи) контролирует зонтичная организация Народная армия восстановления республики и демократии. Костяк группы, лидерами которой являются А. Мискин (он возглавляет также группу Демократический фронт народа Центральноафриканской республики (Front Democratique du Peuple Centraficain)) и Ф. Нджаддер-Бедайя (также возглавляет Объединение республиканских сил (Union des forces republicaines)), составляют бывшие президентские гвардейцы Патассе. Кроме того, в организацию входят жители северо-западных областей. Организация выполняет несколько не связанных друг с другом задач, что говорит о её аморфности и нескоординированности целей её верхушки и рядовых участников.
Лидеры группы, стремясь восстановить утерянное после свержения Патассе высокое социальное положение, требуют от нынешнего правительства разделения властных полномочий. С середины 2005 года, после победы Бозизе на президентских выборах, между повстанцами и правительственными войсками начались спорадические столкновения.
Кроме того, в условиях недееспособности правоохранительных органов и армейского произвола организация начала брать на себя функции параллельной власти (защищать мирных жителей от вымогательств со стороны президентской гвардии Бозизе, а также от нападений со стороны бандитских групп). Эта цель в большей степени выражает интересы местных жителей, вошедших в состав группы, однако многие участники Народной армии восстановления республики и демократии стали заниматься вымогательством у местных жителей, а также похищениями женщин и детей фульбе с целью получения выкупа.
С 2007 года Народная армия восстановления республики и демократии, а также группы, подконтрольные её лидерам (в том числе Демократический фронт народа Центрально-африканской республики и Объединение республиканских сил) стали вести мирные переговоры с правительством.
Часть территории северо-западных областей контролируют организованные бандитские группы. Их появление относится к началу 1980-х годов, когда часть военных, принявших участие в военном перевороте Колингбы, дезертировали и создали несколько баз на севере страны, откуда начали совершать нападения на путешественников с целью ограбления. В последующие годы преступные группы стали совершать нападения на местных жителей, в том числе похищая за выкуп женщин и детей.
Со временем к ним присоединились некоторые участники последующих военных переворотов, участники антиправительственных групп из Чада (в том числе представители этнической группы загава), бандитские элементы из Камеруна и Нигера, дезертиры из правительственной армии ЦАР, а также часть жителей севера страны. Бандитские группы лучше подготовлены, чем правительственные силы, и действуют практически безнаказанно.
На северо-восточные области (провинции Баминги-Бангоран и Вакага) страны распространяется влияние антиправительственной зонтичной организации Союз демократических сил за объединение. Лидерами группы являются граждане ЦАР Мишель Детодиа и Дамане Закария, а также выходцы из Чада Абакар Сабоне и Факи Ахмат. Союз демократических сил за объединение, как и Народная армия восстановления республики и демократии, не является гомогенной структурой. Ядро группы составляют местные жители, представители этноса гула, многие из которых имеют военную выучку, однако в объединение также входят выходцы из Чада и Судана.
Многие нынешние участники организации были союзниками Бозизе во время гражданской войны (2002–2003 годы), однако после прихода Бозизе к власти многие из них остались недовольны полученным вознаграждением и присоединились к антиправительственным группам, поддерживавшим свергнутого президента Патассе.
Со второй половины 2006 года группа предприняла несколько попыток захвата городов на северо-востоке страны (Бирао, Сам-Уанда, Уадда-Джалле), причём лидеры группы потребовали присутствия в составе правительства. В 2007 году правительство начало вести переговоры с Союзом демократических сил за объединение.
Несколько опорных баз на северо-востоке страны имеет также Национально-освободительная армия Судана. Участники суданской антиправительственной группы беспрепятственно пересекают границу с ЦАР, где имеют возможность переждать наступление Хартума, а также пополнить запасы боеприпасов и продовольствия (зачастую за счёт нападений на деревни мирного населения). В 2006 году в юго-восточные области (префектура Верхний Мбомо) из Уганды проникли отряды антиправительственной Господней армии сопротивления.
Уровень экономической (по данным МВФ, главным образом в отраслях лесной промышленности и в алмазодобыче — в целях снижения экспорта незаконно добытых алмазов ЦАР в 2003 году присоединилась к Кимберлийскому процессу), а также политической коррупции (в том числе трайбализм и непотизм) в стране очень высок; по данным Transparency International, ЦАР в 2007 году заняла 162-е место из 179. Причинами такой ситуации являются как традиционное отношение элиты к власти, так и неразвитость демократических институтов, а также неэффективность правоохранительных органов. В 2004 году Ф. Бозизе объявил о запуске новой антикоррупционной программы, которая до настоящего времени не привела к значимым изменениям. Сокращение численности населения не представляет собой угрозу безопасности ЦАР, поскольку, согласно докладу ПРООН «О развитии человека 2007/2008», в 2005–2015 годах прогнозируется положительный прирост населения, который будет составлять 1,8 %.
По мнению властей, проблема избыточной миграции перед ЦАР в настоящее время не стоит. Правительство страны не считает чрезмерно высоким ни уровень эмиграции, ни уровень иммиграции. С другой стороны, внутриполитическая нестабильность, разгул преступности, межэтнические столкновения и карательные операции правительственных сил привели к появлению значительного числа беженцев и вынужденных переселенцев. К началу 2007 года численность вынужденных переселенцев составила 150 тысяч, причём 60 тысяч были из северо-западных областей.
Некоторые вынужденные переселенцы приобрели статус беженцев, переместившись в соседние страны (к началу 2008 года в Чаде находилось 50 тысяч человек, в Камеруне — 45 тысяч и в Судане — 3 тысячи). Кроме того, на востоке ЦАР размещаются суданские беженцы.
← Назад | Внешние и внутренние угрозы безопасности государства | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Центральная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Территория ЦАР до европейской колонизации
- Европейская колонизация
- Движение к независимости и первые годы самостоятельной государственности
- Режим Жан-Беделя Бокассы
- ЦАР в 1980–2000-х годах: экономический кризис, противостояние с оппозицией и попытки демократизации
- Конституционные основы и конституционные гарантии
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства в 1966–2014 годах
- Главы правительства в 1975–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в парламенте по итогам выборов 2005 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение ЦАР в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики 1990–2010 годах
- Структура ВВП Центральноафриканской Республики, по данным Всемирного банка (2011 год)
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение ЦАР в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2006–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1934 года ...
Издание 1985 года. Сохранность отличная. Эта книга — о поисках путей научного ...