Центральноафриканская Республика / Особенности судебной власти
В конституции ЦАР проводится разграничение между Конституционным и Верховным судом (их полномочиям отведены специальные разделы конституции) и собственно судебной властью, в которую входят Кассационный суд, Государственный совет, Счётная палата, Суд по спорам о подсудности дел и суды ЦАР.
Конституционный суд состоит из 9 членов, среди которых должно быть не менее 3 женщин. Члены Конституционного суда избираются на семилетний срок без возможности продления своих полномочий. Все кандидаты на должность судей Конституционного суда должны обладать опытом работы в сфере права не менее 10 лет. В Конституционный суд входят: 2 представителя магистратов, избираемые своими коллегами, 1 адвокат, избираемый своими коллегами, 2 специалиста в области права, избираемые своими коллегами, 2 члена, назначаемые президентом республики, а также 2 члена, назначаемые председателем Национального собрания.
Из своего состава члены Конституционного суда избирают председателя и его заместителя.
В обязанности Конституционного суда входит надзор за ходом избирательного процесса, подсчёт и оглашение результатов выборов, а также за проведением референдумов и оглашение их результатов. Кроме того, Суд разрешает конфликтные ситуации, возникающие между законодательной властью, исполнительной властью и органами местного самоуправления в ходе законодательного процесса. Конституционный суд также рассматривает запросы о соответствии конституции обыкновенных и органических законов — как принятых, так и находящихся в стадии принятия, — а также внутреннего регламента Национального собрания.
Решения Конституционного суда не подлежат обжалованию и обязательны для исполнения «государственной властью, административными и судебными властями, равно как и всеми физическими и юридическими лицами» (ст. 77).
Судебной власти посвящён разд. VII конституции. Судебная власть является независимой и осуществляется «от имени центральноафриканского народа».
Кассационный суд состоит из трёх палат (палата по уголовным делам, палата по гражданским и торговым делам, палата по трудовым делам и вопросам социального законодательства). Кассационный суд даёт свою оценку по юридическим вопросам, которые выносятся на его рассмотрение президентом республики либо председателем Национального собрания. Также Кассационный суд может по собственной инициативе давать рекомендации по реформе законодательства страны.
Государственный совет является апелляционной судебной инстанцией по решениям административных судов. Государственный совет даёт свою оценку по любым административным вопросам, которые вносятся на его рассмотрение президентом страны либо председателем Национального собрания. Также Государственный совет может вносить предложения по вопросам своей компетенции.
Счётная палата является компетентным судебным органом по надзору за государственными счетами, счетами органов местного самоуправления и государственных предприятий. Решения Счётной палаты могут быть пересмотрены Государственным советом.
Суд по спорам о подсудности дел (Un Tribunal des Conflits) является непостоянным судебным органом. Данная инстанция занимается разрешением споров, возникающих между органами судебной и исполнительной властей.
Порядок деятельности и способы формирования Кассационного суда, Государственного совета, Счётной палаты и Суда по спорам о подсудности дел определяются органическими законами.
Верховный суд [La Haute Соиг de Justice) является органом по рассмотрению дел о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами. Он действует на непостоянной основе и состоит из 6 магистратов и 6 депутатов Национального собрания, избираемых своими коллегами на тайном голосовании. Верховный суд рассматривает дела государственных должностных лиц, обвиняемых в совершении государственной измены. Актом государственной измены, по конституции, является нарушение присяги, убийство по политическим мотивам, а также любые действия, которые идут вразрез с высшими интересами нации.
Президент республики может быть привлечён к ответственности за государственную измену только решением Национального собрания, за которое проголосовало не менее 2/3 депутатов.
В стране также действуют традиционные суды, где правосудие осуществляют деревенские вожди, опирающиеся на нормы традиционного права. Кроме того, судебный аппарат, за исключением столицы, не полностью укомплектован.
← Назад | Особенности судебной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Центральная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Территория ЦАР до европейской колонизации
- Европейская колонизация
- Движение к независимости и первые годы самостоятельной государственности
- Режим Жан-Беделя Бокассы
- ЦАР в 1980–2000-х годах: экономический кризис, противостояние с оппозицией и попытки демократизации
- Конституционные основы и конституционные гарантии
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства в 1966–2014 годах
- Главы правительства в 1975–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в парламенте по итогам выборов 2005 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение ЦАР в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики 1990–2010 годах
- Структура ВВП Центральноафриканской Республики, по данным Всемирного банка (2011 год)
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение ЦАР в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2006–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1927 года ...