Центральноафриканская Республика / ЦАР в 1980–2000-х годах: экономический кризис, противостояние с оппозицией и попытки демократизации
Положение Дако, опиравшегося на военный контингент бывшей метрополии, оказалось неустойчивым.
На проведённых в марте 1981 года президентских выборах победу одержал действующий глава государства, однако его оппоненты объявили выборы недействительными из-за подтасовок и фальсификаций. 1 сентября 1981 года в ЦАР произошёл новый бескровный военный переворот под руководством генерала Андре Колингбы, в результате которого был создан Военный комитет национального возрождения (ВКНВ).
В 1985 году ВКНВ был распущен с образованием правительства, в котором за военными были сохранены ключевые посты. В 1986 году была создана единственная партия, объявленная законной, — Центральноафриканское демократическое объединение; под давлением Запада была принята новая конституция. В этом же году президентские полномочия Колингбы на общенациональном референдуме были пролонгированы на 6 лет.
В конце 1980-х годов в контексте наблюдавшихся по всему миру тенденций к демократизации Франция и США стали оказывать давление на правительство Колингбы с целью смягчения режима. В 1991 году была официально разрешена деятельность политических партий. В октябре 1992 года состоялись выборы, однако их результаты были аннулированы Верховным судом из-за многочисленных нарушений. В январе 1993 года Колингба учредил Национальный политический переходный совет республики для подготовки к передаче власти в руки гражданского демократического правительства.
На прошедших летом — осенью 1993 года выборах победу одержал Анж-Феликс Патассе, возглавлявший Движение за освобождение центральноафриканского народа (МЛПС) и занимавший до этого времени пост премьер-министра страны. Патассе, первый глава государства — выходец с севера, стал также и первым демократически избранным президентом ЦАР после получения независимости.
В начале 1990-х годов экономика ЦАР приблизилась к критическому состоянию (рост безработицы, бюджетного дефицита, невыплаты государственным служащим и военным). Тогда же многие международные финансовые организации стали сворачивать программы помощи, настаивая на либерализации экономической политики, приватизации и сокращении государственных расходов.
Весной 1996 года в стране прошли массовые демонстрации, в которых принимали участие и военные, возмущённые двухлетней задержкой жалованья. В 1996–1997 годах произошли три масштабных армейских мятежа, для подавления которых власти прибегли к помощи чадских и французских военных. Конфликт разрешился с подписанием Бангийских соглашений (в январе 1997 года), выплатой задолженностей и формированием нового правительства.
В страну был направлен контингент Межафриканской миссии по контролю за соблюдением Бангийских соглашений (МИСАБ), который включал порядка 800 военнослужащих из Буркина-Фасо, Габона, Мали, Чада, Сенегала и Того. 15 апреля 1998 года миссия МИСАБ была заменена Миссией ООН (пробывшей в стране до февраля 2000 года) в Центральноафриканской республике (МИНУРСА), состоящей из 1 350 миротворцев.
В мае 2001 года в ЦАР была предпринята попытка государственного переворота под руководством экс-президента Колингбы, однако Патассе, заручившись поддержкой Ливии и Чада, а также Жана-Пьера Бембы, лидера антиправительственного Движения за освобождение Конго (из ДРК), удалось удержаться у власти.
Правительство ввело чрезвычайное положение, заочно приговорив бежавшего из страны Колингбу, к смертной казни. Патассе также объявил о причастности к перевороту начальника Генштаба генерала Франсуа Бозизе, который с конца 2001 года был вынужден скрываться в Чаде и получил в этой стране политическое убежище.
Спустя год в октябре 2002 году Ф. Бозизе, опираясь на чадских повстанцев и антиправительственные вооружённые группы в ЦАР, предпринял попытку военного переворота. Столкновения между повстанцами и правительственными силами охватили большую часть страны, и в результате в марте 2003 года силы Бозизе свергли правительство Патассе. Бозизе был объявлен новым главой государства.
В апреле — мае 2003 года было сформировано новое правительство, начавшее программу по разоружению, демобилизации и реинтеграции участников конфликта в общество (РДР). Спустя несколько месяцев сторонники Бозизе выразили недовольство в связи с недостаточным вознаграждением и отстранением от власти. Многие из них присоединились к антиправительственным вооружённым силам (например, к Союзу демократических сил за объединение) или бандитским группировкам, которые фактически вытеснили государственную власть из северных областей страны. Эти бандитские группировки стали формироваться ещё в 1980-х годах в связи с безработицей и общим экономическим упадком. В их состав также вошли дезертиры, антиправительственные силы из соседних стран (главным образом, из Чада), а также участники неудачных военных переворотов в ЦАР (1996–1997 годах и др.).
В марте 2005 года в стране прошли президентские выборы, победу на которых одержал Бозизе. При этом Патассе и ряд других оппозиционных политиков не были допущены к участию. На парламентских выборах, прошедших 2 месяца спустя, победу одержала образованная незадолго до этого пропрезидентская партия Национальное объединение «Ква На Ква».
Победа Бозизе на выборах привела к вооружённым выступлениям антиправительственных сил, спровоцировав новый виток насилия на севере. В конце 2006 года и в начале 2007 года антиправительственные организации Союз демократических сил за объединение, куда вошла большая часть недовольных участников военного переворота Бозизе, и Народная армия восстановления республики и демократии, куда входят, в том числе, сторонники бывшего президента Патассе, предпринимали попытки захвата городов на северо-востоке и северо-западе страны.
С начала 2007 года правительство начало процесс урегулирования: в феврале при посредничестве М. Каддафи лидеры Народной армии восстановления республики и демократии А. Мискине и Ф. Нджаддер-Бедайя начали вести диалог с правительством. В апреле 2007 года был заключён мир с Союзом демократических сил за объединение, однако неразрешённые экономические и этнические противоречия могут привести к новому витку антиправительственных выступлений.
На неподконтрольной правительству территории (к северу от столицы и в отдалённых провинциях, граничащих с Суданом) продолжились нападения на мирных жителей, что стало одной из официальных причин ввода на территорию ЦАР миротворческой миссии ЕС под эгидой ООН (начало 2008 года).
На президентских выборах, прошедших 23 января 2011 года, Бозизе был переизбран, набрав 64,37 % голосов.
В декабре 2012 года повстанцы обвинили правительство в несоблюдении условий мирных соглашений, подписанных в 2007 году, и захватили много крупных городов в центральной и восточной частях страны. 11 января 2013 года в городе Либревиль было подписано соглашение о прекращении огня. Повстанцы отказались от требования отставки президента ЦАР Франсуа Бозизе. 24 марта 2013 года боевики повстанческой коалиции «Селека» захватили президентский дворец в Банги. Президент Бозизе бежал из захваченной столицы в Камерун. Лидер повстанцев Мишель Джотодия провозгласил себя президентом, пообещав в скором времени организовать выборы.
Сегодня ЦАР остаётся одним из беднейших государств мира, хотя располагает большими запасами полезных ископаемых. Экономика страны, зависящая от внешней помощи, нуждается в срочной структурной перестройке.
← Назад | ЦАР в 1980–2000-х годах: экономический кризис, противостояние с оппозицией и попытки демократизации | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Центральная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Территория ЦАР до европейской колонизации
- Европейская колонизация
- Движение к независимости и первые годы самостоятельной государственности
- Режим Жан-Беделя Бокассы
- ЦАР в 1980–2000-х годах: экономический кризис, противостояние с оппозицией и попытки демократизации
- Конституционные основы и конституционные гарантии
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства в 1966–2014 годах
- Главы правительства в 1975–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в парламенте по итогам выборов 2005 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение ЦАР в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики 1990–2010 годах
- Структура ВВП Центральноафриканской Республики, по данным Всемирного банка (2011 год)
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение ЦАР в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2006–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Это первая в советской географической литературе монография о странах Сахеля. В ...
Монография Р. Джонстона, известного английского географа, посвящена анализу ...
Фундаментальная работа по палеонтологии. В 15 томах данного справочника ...