Тунис / Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2012 года, Тунис назван страной с экономикой «высокого среднего дохода» (upper middle income). Также в классификации Всемирного банка Тунис определён как страна-заёмщик МБРР, что позволяет получать несвязанные (благодаря платёжеспособности) кредиты от международных финансовых учреждений.
Исторически Тунис являлся преимущественно аграрной страной (хотя со второй половины XIX века появляются промышленные предприятия, главным образом под контролем иностранного капитала), но с обретением независимости стали активно развиваться промышленные секторы экономики, и в 1980-х годах сельское хозяйство уже не было доминирующим сектором. Активно развиваются энергетическая, обрабатывающая, транспортная отрасли, а также сферы услуг и туризм. За последние 15 лет был серьёзно ограничен контроль государства над экономикой, упрощена система налогообложения, внешние долги возвращаются вовремя.
В начале 1990-х годов (из-за войны в Персидском заливе) наблюдался спад в экономике страны, но уже в 1992 году ВПП вырос на 8 %. И с тех пор экономика демонстрировала достаточно высокие темпы роста. Однако различные отрасли национальной экономики показывали неодинаковые темпы роста — по этому показателю лидировали туристическая отрасль (в среднем 11 % в год), энергетика (6 % в год), транспорт (6–7 % в год), в то время как в сельском хозяйстве, особенно в производстве зерновых, темпы прироста были весьма незначительными, и такое предложение усиливает дифференциацию в развитии между средиземноморским транспорт-но-промышленным регионом и сельскохозяйственными районами страны, в которых ВВП на душу населения составлял не более 50 % от среднего по стране.
В целом экономическое положение Туниса достаточно устойчивое. В развитии тунисской экономики, её либерализации участвуют МВФ и МБРР.
Особое значение для экономического развития Туниса имеют связи с ЕС. В 1995 году Тунис и ЕС заключили соглашение по установлению отношений ассоциативного типа и созданию зоны свободной торговли. В настоящее время в стране действует свыше 800 предприятий, созданных с участием европейских компаний, на долю ЕС приходится 2/3 внешнеторгового оборота Туниса. Ассоциативный союз страны с ЕС и выполнение сторонами к 2010 году всех институциональных и процедурных требований по созданию зоны свободной торговли позволит Тунису увереннее интегрироваться в глобальную экономику и активно вовлекать в оборот трудовые и минерально-сырьевые ресурсы. Тунис занимает четвёртое место в мире по добыче фосфатов (свыше 8 миллионов тонн в год). Переработка фосфатной породы в фосфатную кислоту и фосфатные удобрения являются ведущей отраслью химической промышленности, к продукции которой (особенно к фосфатам) проявляет постоянный высокий интерес КНР, Япония и другие крупные страны.
Собственная сырьевая база железной руды (месторождение Джерса, запасы 55 миллионов тонн), цинка, свинца, марганца является основой металлургической промышленности, производства сталей. В машиностроении важнейшими являются предприятия по выпуску электромеханического и механического оборудования. С 1980-х годов налажено автосборочное производство при участии зарубежных компаний.
Важную роль в экономике Туниса играет кожевенная и текстильная промышленность, значительная часть продукции которой поставляется на внешние рынки.
В сельском хозяйстве занята почти четверть всего населения страны, размеры обрабатываемой земли свыше 5 миллионов га (сравнимо со Ставропольским краем в России). Главные зерновые культуры — ячмень, пшеница. Важная часть производства — фрукты, на экспорт выращивают оливки, финики, виноград, апельсины, фисташки, миндаль. Также занимаются выращиванием коз, овец и крупного рогатого скота, лошадей, верблюдов. Нынешняя политика правительства направлена на модернизацию сельскохозяйственного сектора и самообеспечение сельскохозяйственными продуктами.
Государственный контроль над экономикой в Тунисе оставался довольно сильным, хотя за несколько последних лет он был ослаблен. Происходит постепенная либерализация экономики, идут приватизационные процессы, налоговая система стала проще, внешний государственный долг обслуживается регулярно. Активная социальная политика государства способствовала повышению жизненного уровня в стране, который остаётся одним из самых высоких в регионе. Перед тунисскими властями стоят серьёзные задачи по привлечению большего объёма иностранных инвестиций, повышению эффективности государственного аппарата и уменьшению торгового дефицита.
В целом Тунис является одним из наиболее экономически развитых государств Северной Африки.
На протяжении последних 5–7 лет наблюдается устойчивое превышение импорта продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, руд и металлов над экспортом аналогичных товаров. В 2000 году Тунис в силу роста внутреннего потребления превратился в нетто-импортёра нефти (впервые за период нефтедобычи в стране). Дефицит нефти в энергобалансе предполагается покрывать за счёт природного газа (подтверждённые запасы в размере 2,8 миллиардов м³).
Основные внешнеторговые партнёры — Франция (по экспорту и импорту), Италия (по экспорту и импорту), Германия (по экспорту и импорту), Испания (по экспорту и импорту).
По данным Центра международной торговли, основными экспортными товарами являются (2008 год): минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (17,32 %); электрическое и электронное оборудование (15,73 %); нетрикотажные предметы одежды и аксессуары (14,37 %); удобрения (7,9 %); неорганические химикаты, соединения драгоценных металлов, изотопы (5,69 %); трикотажные и вязаные предметы одежды и аксессуары (4,94 %); животные и растительные жиры, масла, продукты их расщепления (4,44 %) и др.
По данным Центра международной торговли, основными импортными товарами являются (2008 год): минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (16,85 %); энергосиловое оборудование (11,09 %); электрическое и электронное оборудование (9,53 %); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (6,06 %); зерновые культуры (4,9 %); чугун и сталь (4,65 %); хлопок (4,32 %); соли, сера, грунт камень, гипс, известь и цемент (4,18 %); пластмассы и изделия из них (4,18 %); изделия из чугуна и стали (2,63 %) и др.
← Назад | Национальное хозяйство в контексте мировой экономики | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Северная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Главы государства (президенты) в 1957–2014 годах
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Туниса в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Вызовы и угрозы безопасности
- Положение Туниса в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1998–2012 годах
- Угрозы безопасности человека