Тунис / Особенности законодательной власти
В системе органов государственной власти Туниса законодательная власть традиционно занимала второстепенное место (по сравнению с исполнительной ветвью власти). До 3 июля 2005 года в Тунисе действовал однопалатный парламент — Палата депутатов (араб. Маджлис ан-нувваб), состоящий из 189 человек. В соответствии с конституционной реформой 2002 года в июле 2005 года начато формирование верхней палаты парламента — Палаты советников (Маджлис ал-мусташарин). Согласно ст. 19, нижняя палата формируется на демократической основе посредством всеобщего, равного, прямого, тайного голосования (ст. 19).
Народ осуществляет власть через Палату депутатов. Палата депутатов избирается сроком на 5 лет в последние 30 дней, предшествующие дате истечения срока её полномочий (ст. 22). В случае невозможности проведения выборов в установленные сроки полномочия Палаты депутатов продлеваются законом до того времени, когда проведение выборов станет возможным.
Тунисская конституция предусматривает принцип индемнитета и иммунитета для депутатов Палаты. Принцип индемнитета означает запрещение преследования, ареста и осуждения депутата за высказанное им мнение, выдвинутые предложения или другие действия, совершенные им при осуществлении своих полномочий в Палате депутатов (ст. 26). Принцип иммунитета означает, что депутат обладает депутатской неприкосновенностью и не может быть арестован или осуждён за преступления или другие правонарушения (ст. 27).
Согласно ст. 29 конституции, Палата собирается ежегодно на две очередные сессии с октября по июль. Законодательное собрание может быть созвано на внеочередную сессию для решения конкретных вопросов, требующих срочного рассмотрения.
Депутаты работают на пленарных заседаниях и в специальных постоянных комиссиях, деятельность которых продолжается в дни парламентских каникул (ст. 30).
Депутаты имеют право законодательной инициативы, они принимают обычные и конституционные законы, принимают бюджет страны (ст. 28).
Депутаты могут выносить вотум недоверия правительству, но они не могут действительно контролировать правительство, поскольку не принимают участие в его формировании.
Конституция предусматривает, что президент по рекомендации правительства или по собственной инициативе может издавать временные декреты, имеющие силу законов, которые должны быть в установленный срок представлены на утверждение палаты (ст. 28).
Верхняя палата тунисского парламента — Палата советников, формирование которой начато 3 июля 2005 года, по численности не должна превышать 2/3 общего числа депутатов нижней палаты. В настоящий момент численность Палаты советников определена в количестве 126 человек, и она будет пересматриваться каждые 6 лет в зависимости от численности населения. Из 126 членов Палаты советников 85 избираются коллегией выборщиков, 41 назначается президентом страны. На данный момент численность Палаты — 112 человек.
Как законодательный орган, представляющий интересы административно-территориальных единиц и профессиональных сообществ, Палата советников нынешнего созыва включает в себя 43 представителя от правящего Демократического конституционного объединения, 14 представителей от Союза представителей промышленности, торговли и сферы услуг Туниса, 14 представителей тунисских аграриев и рыбаков. 14 мандатов в палату советников зарезервировано за Генеральным союзом тунисских рабочих, выборы которых пока не проводились.
Верхняя палата играет подчинённую роль в законотворческом процессе. Её функции и порядок взаимодействия с нижней палатой, президентом пока до конца не отработаны.
О более весомой роли нижней палаты в системе государственной власти по сравнению с верхней палатой свидетельствует тот факт, что председатель нижней палаты исполняет в случаях, определённых конституцией, обязанности главы государства сроком не более 50 дней.
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Северная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Главы государства (президенты) в 1957–2014 годах
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Туниса в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Вызовы и угрозы безопасности
- Положение Туниса в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1998–2012 годах
- Угрозы безопасности человека
Курс «Физической географии СССР» — по своему объёму, содержанию и методу ...