Тунис / Особенности исполнительной власти
Исполнительная власть в Тунисе осуществляется президентом республики и правительством, возглавляемым премьер-министром.
Президент Туниса является гарантом конституции, национальной независимости и территориальной целостности и осуществления международных договоров.
Президент является Верховным главнокомандующим (ст. 44), может повышать в должности государственных служащих, присваивать воинские звания, отправлять в отставку (это сильно укрепляет положение президента в политической жизни страны); он назначает дипломатических представителей Туниса за рубежом и принимает аккредитацию иностранных послов (ст. 45).
В случае опасности, при возникновении чрезвычайных обстоятельств, угрожающих конституционным основам Тунисской Республики, независимости и территориальной целостности, президент имеет право объявить чрезвычайное положение, проведя при этом консультации с премьер-министром и председателем парламента (ст. 46).
Важнейшая прерогатива президента — наблюдение за исполнением законов. Он также наделён регламентными полномочиями, которые может передать премьер-министру.
Президент назначает судей (по формальному предложению Высшего совета магистратуры).
Президент имеет право досрочного роспуска законодательного органа страны и назначения новых парламентских выборов.
Президент имеет право законодательной инициативы, при этом его инициативы имеют приоритет перед парламентскими. Также он может оказать существенное влияние на Палату депутатов посредством отлагательного вето, то есть он может отклонить принятый парламентом законопроект и отправить его на новое рассмотрение, повторным принятием закона можно преодолеть отлагательное вето.
Поскольку президент является главой правящей партии, которая, по результатам выборов 2004 года, занимает 152 места в парламенте из 189 и внутри которой царит жёсткая партийная дисциплина, он может контролировать и депутатский корпус.
Если президент временно не может осуществлять свои полномочия, он передаёт премьер-министру все полномочия, кроме права роспуска Палаты депутатов.
В случае невозможности выполнять свои функции, смерти президента или его отставки его функции до избрания следующего президента берёт на себя председатель парламента.
Правительство Тунисской Республики — это орган, подчинённый и подконтрольный президенту. Правительство является высшим исполнительным и административным органом страны, все нижестоящие органы ему подотчётны. Правительство осуществляет проведение в жизнь общегосударственной политики в соответствии с указаниями президента и установленными им приоритетами. Ответственность за свою деятельность оно несёт перед президентом (ст. 58, 59).
Депутат может занимать министерский пост.
Также существует определённая зависимость от парламента, который может поставить под сомнение возможность продолжения исполнения Советом министров своих полномочий, если его деятельность противоречит общегосударственным приоритетам и политике президента. Предложение о недоверии правительству должно быть мотивировано и подписано не менее половиной общего состава Палаты депутатов.
Конституция закрепляет роль премьер-министра. Он возглавляет работу Совета министров, в случае отсутствия на заседании президента. Премьер-министр представляет правительство по всем сферам его полномочий. Он осуществляет контроль за деятельностью министров и может потребовать от министров предоставить доклад по тому или иному интересующему его вопросу.
Премьер-министр и министры могут быть привлечены по требованию президента и 2/3 членов парламента к уголовной ответственности за преступления, которые они совершили, находясь в должности.
Таким образом, конституция закрепляет центральную роль президента среди органов государственной власти.
← Назад | Особенности исполнительной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Северная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие ветвей власти
- Главы государства (президенты) в 1957–2014 годах
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Туниса в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Вызовы и угрозы безопасности
- Положение Туниса в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1998–2012 годах
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1934 года ...
Природу нашей великой Родины постоянно и планомерно изучает огромная армия ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1865 года ...