Танзания, Объединённая Республика / Особенности законодательной власти
Законодательная власть в Танзании принадлежит совместно однопалатному парламенту (Национальному собранию; суахили Випде) и президенту Танзании.
В Национальное собрание могут быть избраны граждане не моложе 21 года, умеющие читать и писать на суахили или английском языке, не состоявшие прежде под судом и следствием и являющиеся членом какой-либо политической партии (ст. 67). Национальное собрание Танзании избирается от имени населения Танзании. Выборы в парламент проходят с использованием системы пропорционального представительства, то есть партия получает число мест в парламенте пропорционально проценту полученных голосов избирателей. Существуют специальные квоты для женщин (не менее 15 % от общего числа мест в парламенте). Кроме того, 10 депутатов назначаются президентом страны, 5 членов направляются из Палаты представителей Занзибара и 2 места предназначено для генерального прокурора Танзании и спикера парламента. Парламент, избранный в 2005 году, состоит из 324 депутатов, 232 из которых избирались прямым голосованием в одномандатных округах. Женщины получили в этом парламенте 30 % мест.
Законодательная власть осуществляется путём принятия законопроектов, направляемых затем на одобрение президенту. Для принятия законопроектов требуется, как правило, простое большинство голосов членов Национального собрания. Но законопроекты об изменении конституции и некоторых конституционных законов могут быть приняты только 2/3 голосов. Президент может вернуть законопроект в Национальное собрание для вторичного рассмотрения. Если возвращённый законопроект будет вновь принят 2/3 голосов, то президент должен одобрить его или распустить парламент. Президент имеет право распускать Национальное собрание только в случаях, предусмотренных конституцией (ст. 90), например в случае отказа НС утвердить бюджет, предложенный правительством. Для рассмотрения законопроектов и других вопросов Национальное собрание учреждает ряд постоянных комитетов.
Национальное собрание следит за исполнением функций правительства страны и даёт ему рекомендации. Парламент может вынести на рассмотрение любого из министров вопрос, касающийся государственной политики и находящийся в ведении данного министра; обсудить действия каждого из министерств во время проведения ежегодной сессии по принятию бюджета Танзании; обсудить и принять некий кратко- или долгосрочный план действий и ввести закон, регулирующий реализацию этого плана; принять закон в той сфере, где процесс реализации зависит от законодательной базы; обсудить и ратифицировать договоры и соглашения, в которых участвует правительство Танзании.
Спикер Национального собрания является главой Национального собрания и представляет его в органах государственной власти.
Кворум, необходимый для заседания Национального собрания, составляет половину членов парламента. Решение принимается большинством голосов членов парламента. Голос спикера парламента учитывается при равенстве проголосовавших по тому или иному вопросу.
Законодательная власть на Занзибаре принадлежит однопалатному парламенту — Палате представителей (в составе 50 человек), избираемой прямым голосованием. Часть его членов избирается путём всеобщих и прямых выборов, часть входит по должности, часть назначается президентом. Срок полномочий Палаты представителей — 5 лет, но он может быть досрочно распущен президентом. Закон, принятый Национальным собранием Танзании, не относится к Республике Занзибар, если в самом законе не указано, что данный закон обязателен для исполнения как на материковой части Танзании, так и на Занзибаре или если данный закон заменяет, вносит поправки или отменяет уже действующий на Занзибаре закон.
Парламенты ОРТ и Занзибара избираются сроком на 5 лет.
← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Восточная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1990–2012 годах
- Язык (языки)
- Доколониальный период
- Колониальный период
- Начало периода независимого развития
- Современный период развития
- Государство и нациеобразование
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1962–2014 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1972–2014 годах
- Главы Республики Занзибар (президенты) в 1964–2014 годах
- Главы Республики Занзибар (главные министры) в 1983–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Национальном собрании ОРТ по итогам выборов 31 октября 2010 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, групп интересов и групп влияния
- Положение и роль СМИ в обществе
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП Танзании, по данным Всемирного банка в 2011 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности
- Положение Танзании в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2001–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1985 года ...
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1912 года ...