Буркина-Фасо / Конституционные основы, характеристика формы правления
Ныне действующая конституция Буркина-Фасо была принята 2 июня 1991 года. Поправки в конституцию вносились 27 января 1997 года (о праве президента выставлять свою кандидатуру для избрания на следующий срок) и 11 апреля 2000 года (сокращение срока президентских полномочий с 7 до 5 лет и количества переизбраний до одного).
Конституция гарантирует равные права и свободы для всех граждан, запрещает все виды дискриминации, в том числе по расовому, территориальному, конфессиональному, половому, языковому, имущественному и другим признакам (ст. 1). Государство гарантирует защиту жизни и безопасности, а также физическую неприкосновенность граждан (ст. 2). В ст. 7 говорится о свободе вероисповедания, совести, а также участия в демонстрациях и шествиях. В ст. 8 выделяются права на беспрепятственное получение информации, свободу прессы.
Политические права граждан выделены в гл. II конституции. Все граждане имеют право участвовать в текущих делах государства и общества путём участия в выборах. В этой главе также обозначена свобода объединений.
Гл. IV посвящена социальным и культурным правам и обязанностям граждан Буркина-Фасо. Конституцией признаются права на образование, труд, социальную безопасность, отдых, защиту материнства и детства, творчество. Также провозглашается свобода ассоциаций.
Раздел II посвящён вопросам государственного и национального суверенитета. Носителем национального суверенитета является народ Буркина-Фасо.
Главой государства является президент, который избирается всеобщим прямым, тайным голосованием на 5 лет с правом переизбрания на один срок. Президент воплощает исполнительную ветвь власти, но его полномочия ограничены законодательным органом.
Инициативой пересмотра конституции обладают президент, большинство членов Национального собрания, а также 30 тысяч обладающих правом голоса граждан, которые представляют соответствующую петицию в Национальное собрание (ст. 162). Новый текст затем должен либо быть вынесен на референдум и принят большинством голосов, либо утверждён 3/4 голосов в Национальном собрании. Проект пересмотра не может быть принят в случае, если он ставит под сомнение сущность и республиканскую форму правления в государстве, многопартийную систему, территориальную целостность государства.
← Назад | Конституционные основы, характеристика формы правления | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Западная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2010 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1966–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате депутатов по итогам выборов 2 декабря 2012 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Буркина-Фасо в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Буркина-Фасо в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека