Сьерра-Леоне / Основные политические традиции и этапы политического развития
Постоянные человеческие поселения находятся на территории современной Республики Сьерра-Леоне уже более 2 500 лет. Побережье Сьерра-Леоне было открыто в XV веке португальскими мореплавателями. От них оно получило название Сьерра-Леоне («Львиные горы»), распространившееся впоследствии на территорию всей страны.
Начало колониальной истории страны связывают с 1788 годом, когда английский капитан Джон Тэйлор по договорённости с местным вождём Ньямбаной основал поселение Фритаун. Первоначальное население будущей колонии составила община из 400 чернокожих поселенцев, прибывших из Великобритании. Они были освобождёнными рабами, воевавшими на стороне англичан во время американской Войны за независимость, а также беглыми рабами, которые пытались найти в Великобритании убежище. В 1791 году место поселения было перенесено компанией «Сьерра-Леоне» под руководством Г. Торнтона. Население Фритауна было увеличено в 1792 году за счёт группы освобождённых рабов из Новой Шотландии численностью более 1 000 человек и в 1800 году за счёт группы беглых рабов с Ямайки.
После официального запрета работорговли в 1807 году здесь стали селить освобождённых рабов, отбитых у работорговцев, что привело к значительному росту численности населения. Постепенно вся полуостровная территория страны была выкуплена у местных правителей, а в 1808 году она была объявлена колонией Великобритании. После переговоров Эдварда Блайдена с вождями местных племён британское влияние распространилось на внутренние районы современного Сьерра-Леоне, которые в 1896 году были объявлены протекторатом Великобритании. В 1882 и 1895 годах между Великобританией и Францией были заключены соглашения, определяющие границы между английскими и французскими владениями, дополненные в 1911 году обменом нотами между министром иностранных дел Соединённого Королевства и послом Французской Республики. В 1885 и 1911 годах соглашения о границе были заключены также с Либерией.
В 1950-х годах возросла политическая активность креольского населения, стремившегося не допустить доминирования более многочисленного населения внутренних районов страны, боровшегося за независимость. Весной 1960 года в Лондоне прошла конференция, в которой приняли участие правительство Великобритании и представители всех политических партий Сьерра-Леоне. На ней было принято соглашение о проведении в колонии целого ряда реформ, после реализации которых 27 апреля 1961 года была провозглашена независимость Сьерра-Леоне в рамках Содружества.
С 1961 по 1967 годы ведущей политической силой в стране являлась Народная партия Сьерра-Леоне во главе с Милтоном Маргаи, занимавшим пост премьер-министра, и Элбертом М. Маргаи. Их попытка установить однопартийную систему не увенчалась успехом в результате деятельности оппозиционного Всенародного конгресса, лидером которого являлся Сиака П. Стивенс.
Успех Всенародного конгресса на выборах 1967 года привёл к тому, что новым премьер-министром должен был быть назначен Стивенс. Однако власть в стране захватил Эндрю Джаксон-Смит, возглавивший Национальный реформаторский совет, который приостановил деятельность конституции и распустил партии. Через 13 месяцев в результате нового переворота, осуществлённого группой военных Антикоррупционное революционное движение (АРД), власть перешла к гражданскому правительству, главой которого стал Стивенс.
В 1971 году страна была провозглашена республикой, главой государства становился президент, пост которого занял С. Стивенс. Характерными чертами правления С. Стивенса являлись политическая нетерпимость, многочисленные попытки осуществления государственного переворота, приводящие к жёсткому подавлению оппозиции. В результате бойкота Народной партией выборов 1973 года Всенародному конгрессу достались все места, кроме одного, в Палате представителей. По новой конституции, принятой на референдуме в 1978 году, Сьерра-Леоне становилась государством с однопартийной системой. С. Стивенс продлил своё время нахождения у власти на семилетний президентский срок.
В 1985 году Стивенс ушёл в отставку, назначив своим преемником генерала Джозефа Саиду Момо. С приходом к власти Момо на него возлагались значительные надежды, как на человека, способного установить военную дисциплину, в особенности в том, что касалось борьбы с коррупцией и проведением экономической политики. Однако в середине 1990 годов правительство было вынуждено признать свою полную неспособность справиться с инфляцией и обеспечить функционирование основных общественных служб, что сопровождалось беспорядками и требованиями ввести многопартийную систему. Все это привело к тому, что уже в августе 1990 года президент Момо создал Национальную конституционную комиссию, которая должна была предложить проект преобразования правительства на демократических основах, а в начале 1991 года заявил о том, что приветствует введение многопартийной системы. В июле 1991 года Палата представителей приняла новую конституцию, одобренную в следующем месяце на всенародном референдуме. В сентябре президент назначил переходное правительство, которое должно было просуществовать до проведения новых парламентских выборов в конце 1992 года. Деятельность политических партий была вновь официально разрешена.
В 1991 году вдоль западной границы Сьерра-Леоне начала свою деятельность повстанческая организация Революционный объединённый фронт (РОФ) во главе с Фодэем Санканна Санко, активную поддержку которой оказывал оппозиционный либерийский лидер Чарлз Тейлор. Одним из важнейших источников доходов РОФ стала контрабанда алмазов, месторождения которых располагались на контролируемой организацией территории.
29 апреля 1992 года военный переворот сверг президента Момо, который бежал в Гвинею. Был создан Национальный временный правящий совет, председателем и вице-председателем которого стали соответственно Валентин Страссер и Соломон Э. Дж. Муса. Совет сформировал новое правительство, куда кроме 13 его членов вошло также 6 гражданских должностных лиц. Парламент был распущен, а политическая активность приостановлена. Вскоре Совет был переименован в Верховный государственный совет, а должность министра были заменена должностью Государственного секретаря. Пост главного секретаря занял Муса. Созданный в октябре совещательный совет должен был разработать проект перехода к многопартийности. Однако почти одновременно с этим был сформирован специальный военный трибунал, а в конце месяца, после того как правительственные войска пресекли попытку государственного переворота со стороны АРД, 26 его участников были казнены, несмотря на осуждение международного сообщества. РОФ отказался признать переворот и потребовал проведения в стране демократических выборов.
В 1993 году Страссер объявил о трёхгодичном переходном периоде, который должен был завершиться проведением многопартийных выборов, а также заявил об ограничении деятельности специального военного трибунала и ослаблении некоторых мер безопасности. Джулиус Маада Био сменил Мусу на должности вице-председателя Верховного государственного совета и главного Государственного секретаря. Созданная в этом же году Национальная избирательная комиссия, возглавляемая Джеймсом Джоной. начала подготовку к проведению президентских и парламентских выборов.
В 1994 году активизировалась деятельность РОФ, для борьбы с которым был создан Совет национальной безопасности. В ноябре правительство предложило повстанцам начать переговоры, пообещав им возможность создания собственной политической партии, которая смогла бы принять участие в выборах, однако в ответ получило отказ. Весной 1995 года была предпринята ещё одна попытка начать переговоры.
В марте 1995 года произошли значительные перестановки в правительстве, в результате которых новым главным секретарём был назначен Аким Джибрил, а Дж. Био сохранил за собой пост вице-председателя Верховного государственного совета, а также вступил в должность командира Штаба обороны. В июне был снят запрет с деятельности политических партий, однако вскоре правительство опубликовало список из 57 человек, возглавляемый бывшим президентом Момо. которые лишались возможности участвовать в выборах. Созванная вскоре Национальная совещательная конференция отложила проведение президентских и парламентских выборов до февраля 1996 года. РОФ вопреки собственным первоначальным заявлениям отказался признать конференцию и принятые ею решения.
В результате военного переворота в январе 1996 года к власти пришёл Дж. Био, возглавивший «преобразованный» Верховный государственный совет и пообещавший проведение «открытых, свободных и честных» выборов. В ответ на предложение правительства о начале мирных переговоров РОФ объявил недельное прекращение огня и призвал отложить выборы, заявив, что не будет вести переговоры с гражданским правительством.
На выборах, прошедших 26–27 февраля 1996 года, Народная партия Сьерра-Леоне (НПСА) получила 36,1 % голосов, их ближайший соперник Объединённая народная партия (ОНП) — 21,6 %, остальные голоса разделили между собой И политических партий. Во втором туре президентских выборов победу одержал кандидат от НПСЛ Ахмад Теджан Кабба, набравший почти 60 % голосов и опередивший лидера ОНП Джона Карифа-Смарта.
Правительству Каббы удалось договориться с РОФ о прекращении огня и практически полностью согласовать с ним план действий по установлению мира. Однако РОФ отказывался официально признавать Каббу и новое правительство, всячески подчёркивая, что перемирие носит лишь временный характер. В сентябре 1996 года в Абиджане стороны все же подписали мирный договор, основными положениями которого стали немедленное прекращение насилия, демобилизация и разоружение РОФ, вливание его солдат в государственные вооружённые силы. Фронт преобразовывался в политическую партию.
В марте следующего года Санко, лидер РОФ, был задержан в Нигерии, а вскоре и исключён остальным руководством Фронта из его состава, обвинённый в том, что препятствует выполнению положений мирного договора.
25 мая 1997 года очередной военный переворот привёл к власти группу младших офицеров во главе с Джонни Полом Коромой. Военная хунта остановила действие конституции и запретила политические партии. Международное сообщество не признало новое правительство Сьерра-Леоне и поддержало президента Каббу, укрывшегося в Гвинее. В страну были введены войска Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС), возглавляемые Нигерией. Между тем был создан Революционный совет вооружённых сил (РСВС) в составе 20 человек и с Дж. Коромой в качестве председателя. Вскоре Группа наблюдения Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКО-МОГ) объявила о временном прекращении огня.
В середине июня попытка мирных переговоров была сорвана требованием Коромы предоставления ему четырёхлетнего срока правления. В ответ на это ЭКОВАС ужесточило экономические санкции, заключавшиеся в установлении эмбарго на импорт товаров в Сьерра-Леоне, а ЭКОМОГ возобновила боевые действия против войск хунты. В октябре Совет Безопасности ООН принял резолюцию, которая уполномочивала ЭКОМОГ на проведение военной операции против режима РСВС. В результате этого хунта вынуждена была принять план мирного урегулирования, включавший разоружение, восстановление Каббы в качестве президента в апреле 1998 года, иммунитет от судебного преследования для военнослужащих, поддерживавших РСВС, а также предоставление правительственного поста для Санко. Однако в середине декабря Корома заявил о переносе сроков выполнения договорённости по мирному урегулированию.
В ответ на решение Совета ЭКОМОГ возобновила военные действия и заняла столицу страны в феврале 1998 года. Был создан временный Специальный наблюдательный комитет, который возглавили вице-президент Элберт Демби и командующий вооружёнными силами ЭКОМОГ, нигериец Максвелл Хобе. 25 лидеров режима РСВС были арестованы при попытке бежать в Либерию, однако Дж. Короме удалось скрыться. 10 марта Кабба вновь занял пост президента республики и объявил состав нового правительства.
В октябре 1998 года по обвинению в государственной измене были казнены 24 человека, в том числе брат бывшего председателя РСВС Самуэль Корома, а вскоре за аналогичное преступление к смертной казни был приговорён и Санко. В ответ на решение суда повстанцы развернули кампанию против мирного населения, а в начале января 1999 года войска РОФ под командованием Сэма Бокари вторглись во Фритаун. Вооружённому контингенту ЭКОМОГ удалось восстановить контроль над столицей, при этом Кабба был вынужден согласиться на участие Санко в переговорном процессе, который все же был прерван в середине марта.
Под давлением Великобритании и Нигерии правительство было вынуждено вновь выступить с инициативой мирных переговоров, завершившихся заключением 18 мая 1999 года в Того соглашения о прекращении огня и подписанием в июле мирного договора. Согласно этим документам, лидеры РОФ и РСВС, включая Санко, получали амнистию, а также четыре ключевых поста в правительстве. В ноябре Санко занял должность с объёмом полномочий, соответствующим полномочиям вице-президента, ещё три лидера РОФ и РСВС получили второстепенные посты в кабинете. Вскоре РОФ принял решение о превращении в зарегистрированную политическую Партию революционного объединённого фронта (ПРОФ).
В мае 2000 года мирное соглашение было нарушено действиями бойцов РОФ и некоторыми подразделениями ополчения РСВС, которые стали нападать на войска Миссии ООН в Сьерра-Леоне (ЮНАМСИЛ). Эти войска вводились в страну для замены контингента ЭКОМОГ. После убийства телохранителями Санко 19 мирных граждан, участвовавших в демонстрации напротив его резиденции, он покинул страну, однако был арестован в Нигерии. В результате совместных боевых действий ЮНАМСИЛ, Сил гражданской обороны и контингента вооружённых сил Гвинеи в ноябре РОФ выступил с мирной инициативой, согласившись на разоружение своих войск и передачу большей части контролируемой им территории под контроль правительства и ЮНАМСИЛ. Президент Кабба обратился к Национальному собранию с просьбой отложить проведение президентских и парламентских выборов до следующего года, а также ввёл в состав правительства некоторых представителей оппозиции.
В мае 2001 года, после того как президент Либерии Чарлз Тейлор дистанцировался от РОФ, тот пошёл на очередные уступки, подписав соглашение о прекращении огня. В начале 2002 года было официально объявлено о завершении войны и снято продлившееся 4 года чрезвычайное положение в стране. В мае прошли президентские и парламентские выборы, по результатам которых Кабба сохранил президентский пост, набрав более 70 % голосов, а большинство в парламенте получила Народная партия Сьерра-Леоне (69,9 % голосов избирателей). Места в Национальном собрании получили также Всенародный конгресс и Партия мира и освобождения.
В 2002 году правительство Сьерра-Леоне и ООН учредили Специальный суд по Сьерра-Леоне, который должен расследовать наиболее серьёзные нарушения международного гуманитарного права и законодательства Сьерра-Леоне, произошедшие на территории страны с 30 ноября 1996 года. Под следствие попали 9 человек; двое из подлежавших суду обвиняемых (Ф. Санко, С. Бокари) скончались, ещё двое (Ч. Тейлор, Дж. П. Корома) были объявлены в розыск. В 2004 году завершился процесс разоружения, а суд начал рассмотрение дел обвиняемых. В 2005 году основная часть войск ЮНАМСИЛ была выведена из страны.
В августе 2007 года состоялись президентские и парламентские выборы. Из кандидатов в президенты ни один не набрал необходимого большинства голосов, был назначен второй тур, победу в котором одержал Эрнест Баи Корома. Корома в ноябре 2012 года был переизбран на второй срок.
← Назад | Основные политические традиции и этапы политического развития | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Западная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития
- Государство и нациеобразование
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Главы государства в 1971–2014 годах
- Главы государства (премьер-министры) в 1954–1978 годах
- Главы Совета Государственных секретарей в 1992–1996 годах
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в парламенте по итогам выборов 17 ноября 2012 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Сьерра-Леоне в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП Сьерра-Леоне, по данным Всемирного банка в 2011 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2006 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Сьерра-Леоне по индексу восприятия коррупции в 2003–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Энциклопедический справочник «Африка», выпускаемый издательством в 2-х томах, ...
Трёхтомный труд знаменитого французского писателя Жюля Верна — «История великих ...
В книге излагаются современные сведения о всех 4,6 млрд лет истории Земли — о росте ...