Судан / Внутренние конфликты и расколы
Ситуация в Судане с точки зрения наличия острых конфликтов может быть определена как глубокий кризис. Согласно «Барометру конфликтов», данному конфликту присвоена 5-я категория — «война».
Один из конфликтов имеет длительную историю и связан со статусом трёх южных провинций.
После провозглашения независимости страны южные провинции начали активно участвовать в политической жизни страны, сохраняя, тем не менее, идею автономии. Фактором, влиявшим на формирование общей идентичности суданцев, стала единая государственная и политическая система, развитие секуляризации. Однако тенденции арабизации и исламизации страны привели к углублению раскола внутри Судана. Возникновение партизанского движения положило начало гражданской войне, которая с незначительными периодами перемирия продолжается уже практически 50 лет. Получение южными штатами региональной автономии в 1973 году не решило этой проблемы, демонстрируя культурные корни внутригосударственного конфликта. Одной из основных точек противостояния было сохранение шариата как основного источника законодательства.
Сторонами в конфликте на юге Судана являлись Суданское народно-освободительное движение / Армия (СНОД/А) и центральное правительство страны. Помимо национальной и религиозной розни присутствовал конфликт интересов, связанных с ростом добычи нефти, в особенности после 1997 года. Ряд соглашений, заключённых между правительством и повстанцами, формально остановил конфликт. Мирный договор, подписанный в январе 2005 года, откладывал окончательное решение вопроса о статусе южных регионов Судана на 6 лет, предоставляя югу автономию, включая самоуправление и равную долю в отчислениях от доходов, получаемых от эксплуатации природных ресурсов, в первую очередь нефти. Христианство и традиционные религии получили равные права с исламом. Однако гибель лидера повстанцев Джона Гаранга в авиакатастрофе осенью 2005 года поставила под вопрос выполнение соглашений и вызвала новую волну насилия. Проблема усугублялась фрагментацией повстанцев, появлением новых сторон конфликта с правительством (и ополчением «Джанжавид»).
В феврале 2003 года начался ещё один вооружённый конфликт, когда крупнейшие повстанческие группировки Суданская освободительная армия (САОСД) и Движение за справедливость и равноправие (ДСР) начали вооружённую борьбу против правительства, протестуя против расовой дискриминации и экономической эксплуатации жителей южных провинций. Против повстанцев действовало также арабское ополчение «Джанжавид» («Дьяволы на конях»), связанное с тарикатом Ансарийа и партией «Умма». Ополчение поддерживалось также правительством Судана.
Конфликт в Дарфуре, начавшийся в 2003 году, вызвал гуманитарную катастрофу в стране. С его начала в Дарфуре погибли, по разным оценкам, до 400 тысяч человек, 2,6 миллиона стали беженцами, более 3 миллионов человек существуют за счёт поставок гуманитарной помощи. Для предотвращения дальнейших столкновений в Дарфуре были размещены миротворцы Африканского союза, а затем и ООН (размещены с 2008 года). Одним из важнейших факторов конфликта является перераспределение доходов от добычи нефти в провинции Дарфур.
21 сентября 2010 года министр Судана по делам информации и печати заявил, что гражданам Южного Судана, проживающим на территории Северного Судана, будет отказано в предоставлении гражданства. После массовых протестов 13 ноября между Северным и Южным Суданом было подписано соглашение, согласно которому граждане Судана обладают свободой выбора проживания на территории Северного или Южного Судана с сохранением всех гражданских прав и свобод. Стороны пришли к соглашению о предоставлении Южному Судану переходного периода, проведении референдума по вопросам независимости и гражданства.
С 9 по 15 января 2011 года в Южном Судане состоялся референдум по вопросу об отделении Южного Судана. По итогам голосования, 98,83 % проголосовавших высказались за независимость юга. 9 июля 2011 года была провозглашена независимость Южного Судана. 14 июля Южный Судан стал членом ООН. В мае 2011 года министр иностранных дел Судана объявил о том, что демаркация государственной границы между Суданом и Южным Суданом завершена на 80 %. В настоящее время остаётся недемаркированной территория между Верхним и Белым Нилом, Южного Кордофана, Западного Бахр-эль-Газаля и Дарфура, нефтеносной провинции Абуэй. Столкновения региональных группировок в борьбе за контроль над нефтеносной провинцией Абуэй и другими территориями продолжаются.
← Назад | Внутренние конфликты и расколы | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Северная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития
- Судан в древности и Средние века
- Судан в составе Османской империи (1820–1899)
- Англо-египетский кондоминиум, Судан в межвоенный период
- Первые годы независимости (1954–1958)
- Режим генерала Аббуда (1958–1964)
- Национальный фронт (1964–1969)
- Военный переворот Нимейри
- Государственный переворот генерала Дагаба
- Период правления генерала ал-Башира и современный Судан
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства — Члены Верховной комиссии в 1956–1958 годах
- Председатель Верховного совета Вооруженных сил в 1958–1964 годах
- Председатель Совета министров в 1964 году
- Члены Верховной комиссии в 1964–1965 годах
- Члены Верховной комиссии в 1965 году
- Председатель Совета независимости (the Council of Sovereignty) в 1965–1969 годах
- Председатель Революционного командного совета в 1969–1971 годах
- Президент республики в 1971–1985 годах
- Председатель Переходного военного совета в 1985–1986 годах
- Председатель Совета независимости в 1986–1989 годах
- Председатель Совета командования революцией Национального спасения в 1989–1993 годах
- Президент республики в 1993–2014 годах
- Главы правительства (верховные министры) в 1952–1956 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1954–2001 годах
- Президент Республики Южный Судан в 2005–2014 годах
- Особенности законодательной власти Республики Судан
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Судана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Судана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1923 года ...
Раньше лес упрощённо считали «средой, в которой растёт большое количество ...