Судан / Особенности исполнительной власти

Исполнительную власть, согласно ст. 49, олицетворяют институт президента и Совет министров.

Высшими должностными лицами являются президент и два вице-президента. Президент избирается на 5 лет посредством всеобщего голосования. Для избрания президентом кандидату, который должен соответствовать ряду квалификационных требований (гражданство Судана по рождению, 40-летний возрастной порог, грамотность и тому подобное), для победы требуется набрать более 50 % голосов избирателей. При необходимости проводится второй тур голосования. Переизбрание допускается только один раз (ст. 57).

Помимо прочего, в обязанности президента входят председательство на заседаниях Совета министров, созыв и роспуск парламента. Президент имеет право законодательной инициативы, в том числе по конституционным вопросам (ст. 58, п. «h»). Объявление чрезвычайного или военного положения, назначения на ряд важных должностей, а также созыв и роспуск парламента президент должен согласовать с первым вице-президентом Судана.

Согласно ст. 63 конституции, оба вице-президента являются членами Совета министров. В случае, если пост президента становится вакантным, его занимает первый вице-президент.

На время довыборного переходного периода оговаривалось, что президентом и главнокомандующим Вооружёнными силами Судана является действующий президент Судана, а первым вице-президентом — председатель правительства Южного Судана и главнокомандующий Народно-освободительной армией Судана (ст. 65). Согласно ст. 66, в случае, если в переходный период пост президента станет вакантным, функции главы государства будет исполнять совет, состоящий из спикера Национального собрания и двух вице-президентов. Председательствовать на его заседаниях будет спикер Национального собрания, а все решения должны будут приниматься консенсусом. Если вакантным станет пост первого вице-президента, то Народно-освободительное движение Судана в течение двух недель с момента образования вакансии должно предложить новую кандидатуру.

Также на довыборный период было предусмотрено создание правительства национального единства, которое формирует президент после консультаций с первым вице-президентом (ст. 79). В соответствии со ст. 80 и 81 места в этом правительстве должны быть разделены между представителями юга и севера страны в соотношении 30:70 %, при этом за политическими силами зарезервированы следующие квоты: 52 % для партии Национальный конгресс; 28 % для Народно-освободительного движения Судана; 14 % для прочих политических сил севера страны; 6 % для прочих политических сил юга страны.

Основными задачами правительства национального единства являлись реализация положений конституции, создание децентрализованной системы органов власти, реализация мирного соглашения и так далее (ст. 82).

Членами Совета министров, помимо президента и двух вице-президентов, являются министры, назначаемые президентом после консультаций с вице-президентами (ст. 70). Отмечается, что решения Совета министров превалируют над решениями других органов и институтов исполнительной власти. Решения в Совете принимаются простым большинством голосов. Министры штатов также назначаются президентом после консультаций с вице-президентами и могут замещать национальных министров в случае временного отсутствия последних. Национальный Совет министров занимается реализацией государственной политики и мирного соглашения, бюджетными вопросами, имеет право законодательной инициативы (ст. 72). Отмечается, что национальные министры и министры правительства Южного Судана должны сотрудничать в выполнении своих конституционных обязательств (ст. 73). Национальные министры подотчётны президенту, Совету министров и Национальному собранию, также они несут индивидуальную и коллективную ответственность перед Национальным собранием и не имеют права заниматься коммерческой или любой иной служебной деятельностью, не связанной с исполнением министерских обязанностей (ст. 75). Заседания Совета министров проходят в закрытом режиме, министры не имеют права без соответствующего разрешения Совета разглашать служебную информацию (ст. 76).

Решения президента и Совета министров могут быть оспорены гражданами в Конституционном суде или других компетентных органах (ст. 61, 78).


←   Назад  |   Особенности исполнительной власти   |   Вперёд   →



 

Природные ресурсы зарубежных территорий Европы и Азии / Предлагаемая читателю монография посвящена исследованию природных ресурсов двух крупных смежных районов земного шара — зарубежных территорий Европы и Азии. Для них характерны не только чрезвычайная пестрота и разнообразие природных ресурсов, но и наличие государств с различными социально-экономическПриродные ресурсы зарубежных территорий Европы и Азии
Предлагаемая читателю монография посвящена исследованию природных ресурсов ...
Русские географические названия / Всякий любознательный человек интересуется, почему так, а не иначе называется какой-либо город, населённый пункт, река, озеро и тому подобное. Немало легенд о происхождении географических названий передаётся от одного поколения другому. Иногда вокруг них возникают горячие споры. Нередко рассуждают оРусские географические названия
Всякий любознательный человек интересуется, почему так, а не иначе называется ...
Путь на Север / Авторы книги взяли на себя нелёгкий труд в увлекательной форме рассказать об арктических походах научно-спортивной экспедиции газеты «Комсомольская правда», организаторами и участниками которых они были. Походы выполнялись в 1970–1976 годах, экспедиция на лыжах пересекла самые суровые районы советскПуть на Север
Авторы книги взяли на себя нелёгкий труд в увлекательной форме рассказать об ...