Судан / Период правления генерала ал-Башира и современный Судан
Обострение проблемы государственной целостности Судана, голода и растущего внешнего долга создали почву для нового переворота 30 июня 1989 года. Власть перешла к Совету командования революцией национального спасения (СКРНС) в составе 15 офицеров во главе с генералом Омаром Хасаном Ахмадом ал-Баширом. СКРНС объявил о приостановлении действия Временной конституции 1985 года, роспуске парламента, домашнем аресте всех членов правительства, ряда высокопоставленных военных, чиновников, политических и общественных деятелей, запрещении всех политических партий, о закрытии газет левой и центристской ориентации, ограничении деятельности профсоюзов. После некоторой стабилизации обстановки в стране СКРНС объявил в декабре 1990 года доктриной правящего режима курс на «исламизацию». В этих условиях стала возрастать роль Национального исламского фронта и его председателя Хасана ат-Тураби.
Главным противником режима стало Суданское народно-освободительное движение (СНОД), созданное на юге страны в 1983 году. Возобновилась гражданская война, главной жертвой которой стало мирное население.
В феврале 1992 года декретом СКРНС была создана Переходная национальная ассамблея. Она функционировала до избрания в декабре 1995 года постоянно действующего парламента, наделённого полномочиями высшего законодательного органа страны — Национальной ассамблеи. В октябре 1993 года СКРНС принял решение о назначении Омара ал-Башира президентом Судана, а также о самороспуске.
В июне 1998 года была принята новая конституция страны, провозгласившая гарантии демократических прав и свобод, в том числе о восстановлении многопартийной системы.
Правящей партией в Судане стал Национальный конгресс. В августе 1998 года Судан, рассматриваемый США как опора терроризма, был обстрелян американскими крылатыми ракетами в ответ на покушения на посольства США в Кении и Танзании.
В марте 2000 года президент, а в июне 2001 года Национальная ассамблея утвердили поправки к Закону о политических партиях и ассоциациях, упрощающие порядок регистрации политических организаций вплоть до уведомительного.
В декабре 2000 года были проведены президентские и парламентские выборы. Президентом был переизбран Омар ал-Башир. Председателем Национальной ассамблеи стал Ахмед Ибрагим Тахер. 23 февраля 2001 года сформировано новое правительство Судана; обязанности премьер-министра были переведены в сферу полномочий президента государства. Первым вице-президентом вновь был назначен Али Осман Мухаммед Таха, министром иностранных дел — Мустафа Осман Исмаил.
В начале 2003 года между правительством страны и Суданским народно-освободительным движением были достигнуты договорённости об урегулировании южносуданской проблемы. В сентябре 2003 года стороны заключили соглашение по вопросам безопасности.
В 2005 году был подписан договор между Югом и центральным правительством по статусу южных провинций страны. Однако гибель лидера южан Дж. Гаранга в авиакатастрофе привело к новому резкому обострению ситуации в Судане. Несмотря на размещение миротворцев ООН в зоне конфликта, на юге страны в 2008 году продолжались столкновения. В ноябре 2008 года президент ал-Башир объявил о немедленном прекращении огня в Дарфуре, однако ситуация по-прежнему оставалась сложной.
С 9 по 15 января 2011 года в Южном Судане состоялся референдум по вопросу об отделении Южного Судана. По итогам голосования, 98,83 % проголосовавших высказались за независимость юга. 9 июля 2011 года была провозглашена независимость Южного Судана. 14 июля Южный Судан стал членом ООН.
← Назад | Период правления генерала ал-Башира и современный Судан | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Северная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития
- Судан в древности и Средние века
- Судан в составе Османской империи (1820–1899)
- Англо-египетский кондоминиум, Судан в межвоенный период
- Первые годы независимости (1954–1958)
- Режим генерала Аббуда (1958–1964)
- Национальный фронт (1964–1969)
- Военный переворот Нимейри
- Государственный переворот генерала Дагаба
- Период правления генерала ал-Башира и современный Судан
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства — Члены Верховной комиссии в 1956–1958 годах
- Председатель Верховного совета Вооруженных сил в 1958–1964 годах
- Председатель Совета министров в 1964 году
- Члены Верховной комиссии в 1964–1965 годах
- Члены Верховной комиссии в 1965 году
- Председатель Совета независимости (the Council of Sovereignty) в 1965–1969 годах
- Председатель Революционного командного совета в 1969–1971 годах
- Президент республики в 1971–1985 годах
- Председатель Переходного военного совета в 1985–1986 годах
- Председатель Совета независимости в 1986–1989 годах
- Председатель Совета командования революцией Национального спасения в 1989–1993 годах
- Президент республики в 1993–2014 годах
- Главы правительства (верховные министры) в 1952–1956 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1954–2001 годах
- Президент Республики Южный Судан в 2005–2014 годах
- Особенности законодательной власти Республики Судан
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Судана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Судана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1939 года ...