Судан / Англо-египетский кондоминиум, Судан в межвоенный период
В 1898 году лорд Китченер установил англо-египетскую власть над Суданом в виде кондоминиума, на практике управляемого британцами вплоть до 1956 года. 18 января 1899 года в Каире было подписано Англо-Египетское соглашение о совместном управлении Суданом. С этого момента государство получило название Англо-Египетский Судан и фактически стало британской колонией. Вся полнота власти была сосредоточена у британского генерал-губернатора, в каждой провинции его представляли два инспектора и несколько окружных чиновников. Первым генерал-губернатором Судана в 1899 году стал сэр Реджинальд Уингейт. С самого начала установления кондоминиума большинство высших должностей заняли британцы, позиции среднего звена принадлежали египтянам, суданцы, как правило, стояли на нижних ступенях властной лестницы.
В первые годы кондоминиума главный губернатор и губернаторы провинций обладали широкими полномочиями. После 1910 года при губернаторе был сформирован Исполнительный совет, отвечавший за законодательство и бюджет. Этот орган фактически являлся законодательным органом страны до 1948 года. Правовая система Судана была обновлена, в первую очередь — уголовное право и система налогообложения. В 1902 году Кодекс гражданского судопроизводства завершил разделение Османской империей гражданского права и шариата, но в то же время создал возможность для функционирования судов шариата как независимых судебных инстанций. Большинство чиновников этих судов были египтянами.
Начало британского правления также было связано с установлением границ Судана. В 1902 году были установлены границы с Эфиопией. В 1914 году Британия объявила протекторат над Египтом, а в 1916 году аннексировала Дарфур. В 1922 году Британия сняла протекторат и подписала Декларацию независимости Египта. Так как в египетской конституции 1923 года принадлежность Судана не была закреплена, вопрос решался в ходе переговоров в Лондоне. После убийства в Каире в 1924 году генерал-губернатора Судана сэра Ли Стека, Британия санкционировала вывод из Судана всех египетских войск и гражданских служащих. В 1925 году из суданских офицеров были сформированы вооружённые силы Судана. С 1924 года начался уход египтян из страны, который в основном завершился в 1936 году.
До конца 1930-х в Судане сохранялась относительная стабильность: продолжалась реализация колониальным правительством политики непрямого правления. Авторитет шейхов признавался большинством суданцев. Британцы делегировали им сначала судебную власть, затем передали им руководство местным правительством под наблюдением британских окружных чиновников.
После Первой мировой войны британское правительство обратило внимание на южные провинции Судана; официальной позицией стало рассмотрение трёх южных провинций (Экватория, Бахр-эль-Газаль и Верхний Нил) как отличающихся от остальных и применение к ним политики закрытости. Это разделение проявилось как в запрете на трудовую миграцию, так и в ограничении влияния ислама и арабского образа жизни на южные территории. Однако попытки британского правительства восстановить в регионе африканские традиции и племенную жизнь, разрушенные во времена работорговли, привели к негативным последствиям в другой сфере. Итогом региональной изоляции стал экономический кризис потенциально успешного сельскохозяйственного района Судана.
В 1942 году Общее собрание выпускников высших учебных заведений, созданное образованными суданцами, представило правительству меморандум о самоопределении Судана. В качестве основных требований меморандума звучали освобождение от режима «закрытых дверей», прекращение раздельного обучения в южных школах, увеличение числа суданцев в гражданских службах. Генерал-губернатор сэр Дуглас Ньюболд отказался принять меморандум, но согласился на преобразование системы непрямого правления в систему местного управления. Эта система предполагала установление парламентского управления и административную унификацию северных и южных провинций. В 1948 году была создана частично избираемая Законодательная ассамблея, представляющая все регионы, призванная заменить консультационный Исполнительный совет.
Первые выборы в Законодательную ассамблею были бойкотированы проегипетскими силами, в результате в законодательном органе преобладали группы, отстаивающие идею независимости Судана. В 1952 году в результате переговоров лидера партии «Умма» с руководством кондоминиума было принято Соглашение о самоопределении. Законодатели приняли конституцию, которая предполагала формирование Совета министров, несущего ответственность перед двухпалатным парламентом. Полномочия нового суданского правительства распространялись на все сферы, за исключением вооружённых сил и иностранных дел, которые оставались в руках британского генерал-губернатора. Каир, требовавший признания власти Египта над Суданом, отказался признавать принятое кондоминиумом соглашение и объявил действующего монарха Египта, Фарука, королём Судана.
Смена власти в Египте и свержение монархии Фарука в 1952 году разрешили эту проблему. Ранее Каир связывал дискуссию о статусе Судана с соглашением о выводе британских войск из зоны Суэцкого канала. Новый глава Египта, полковник Мухаммад Нагиб разделил эти предметы спора и признал право Судана на самоопределение. В феврале 1953 года Лондон и Каир подписали Англо-Египетское соглашение, согласно которому после трёхлетнего переходного периода управления кондоминиума Судан приобретал право на самоуправление. На протяжении этого периода британские и египетские войска должны были быть выведены из страны, а суданцы должны были определить своё будущее на всенародном голосовании, проведённом под контролем международных наблюдателей.
Парламентские выборы, проведённые в конце 1952 года, принесли большинство голосов проегипетской Национально-юнионистской партии (НЮП), которая призывала к союзу с Египтом. В январе 1954 года было создано новое правительство, возглавляемое лидером НЮП Исмаилом ал-Азхари.
← Назад | Англо-египетский кондоминиум, Судан в межвоенный период | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Северная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития
- Судан в древности и Средние века
- Судан в составе Османской империи (1820–1899)
- Англо-египетский кондоминиум, Судан в межвоенный период
- Первые годы независимости (1954–1958)
- Режим генерала Аббуда (1958–1964)
- Национальный фронт (1964–1969)
- Военный переворот Нимейри
- Государственный переворот генерала Дагаба
- Период правления генерала ал-Башира и современный Судан
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства — Члены Верховной комиссии в 1956–1958 годах
- Председатель Верховного совета Вооруженных сил в 1958–1964 годах
- Председатель Совета министров в 1964 году
- Члены Верховной комиссии в 1964–1965 годах
- Члены Верховной комиссии в 1965 году
- Председатель Совета независимости (the Council of Sovereignty) в 1965–1969 годах
- Председатель Революционного командного совета в 1969–1971 годах
- Президент республики в 1971–1985 годах
- Председатель Переходного военного совета в 1985–1986 годах
- Председатель Совета независимости в 1986–1989 годах
- Председатель Совета командования революцией Национального спасения в 1989–1993 годах
- Президент республики в 1993–2014 годах
- Главы правительства (верховные министры) в 1952–1956 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1954–2001 годах
- Президент Республики Южный Судан в 2005–2014 годах
- Особенности законодательной власти Республики Судан
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Судана в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Судана в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Книга участника экспедиций АН СССР на научно-исследовательских судах в Тихом ...