Конго, Республика / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
Конго является членом ООН с 1960 года. Участвует в работе следующих организаций системы ООН: Организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства, Международный банк реконструкции и развития, Международная организация гражданской авиации, Международная ассоциация развития, Международный фонд сельскохозяйственного развития, Международная финансовая корпорация, Международная организация труда, Международный валютный фонд, Международная морская организация, Международная организация по вопросам переселения, Международный союз телекоммуникаций, Конференция ООН по торговле и развитию, Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры, Организация Объединённых Наций по промышленному развитию, Всемирный почтовый союз, Всемирная таможенная организация, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная организация по охране интеллектуальной собственности, Всемирная метеорологическая организация, Всемирная федерация профсоюзов, Всемирная организация по туризму, Всемирная торговая организация, Операция ООН в Кот д’Ивуаре.
Конго также входит в состав следующих всемирных организаций: Агентства франкофонного сообщества, Группы стран Африки, островов бассейна Карибского моря и Тихого океана, Группы 77 (развивающихся стран), Международной конфедерации свободных профсоюзов, Международной организации криминальной полиции, Международного олимпийского комитета, Агентства по взаимному гарантированию инвестиций, Движения неприсоединения (в том числе Группы 15), Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирной конфедерации труда. Конго признает юрисдикцию Международного уголовного суда; подписало Договор о запрете химического оружия.
Конго участвует в работе таких региональных организаций, как: Африканский банк развития, Африканский союз, Центрально-африканский банк развития, Валютная и экономические сообщество Центральной Африки, Зона франка.
Конго и после обретения независимости сохраняло тесные связи с Францией, хотя отношения между ними ухудшались в период ориентации страны на социалистический путь развития. С середины 1960-х годов Конго сотрудничало вначале с Китаем, а затем с СССР и до конца 1980-х годов получало существенную помощь от этих государств. Используя противоречия между этими социалистическими странами, а также между ними и Францией, Конго стремилось добиться расширения объёма иностранной помощи.
Франция оказывала значительное влияние и на внутреннюю политику Конго на протяжении всего постколониального периода. Во время гражданской войны 1997 года определённые силы во французском правительстве и в нефтяной компании «Эльф-Акитэн» выступали за возвращение к власти Сассу-Нгессо. Франция опасалась, что правительство Лиссубы может подорвать влияние «Эльф-Акитэн» в Конго. С возвращением к власти Сассу-Нгессо франко-конголезские отношения получили новый импульс.
США активно поддерживали режим Паскаля Лиссубы на словах, но их реальная помощь была незначительной, поэтому США удалось быстро наладить с новым политическим режимом в Конго конструктивный диалог.
Из Франции в Конго поступила основная помощь, включающая большую часть импортных товаров. Конголезский экспорт, преимущественно нефть, шёл в страны Западной Европы и США.
В 1958–1975 годах страна являлась ассоциированным членом ЕЭС. Конго по-прежнему входит в Группу стран Африки, островов бассейна Карибского моря и Тихого океана, занимающуюся вопросами экономического и гуманитарного сотрудничества с ЕС.
Развиваются отношения и сотрудничество между Конго и другими центрально-африканскими странами, которые вместе входят в Валютное и экономическое сообщество. Конго играет в этой организации важную роль транспортного узла международного значения, прежде всего за счёт прохождения по её территории судоходной реки Конго. Конго также сотрудничает с Анголой в области нефтедобычи и нефтепереработки.
С начала установления дипломатических отношений между Конго и СССР странами (16 марта 1964 года) была заложена солидная договорно-правовая база двустороннего сотрудничества: за это время заключено свыше 80 соглашений и протоколов, в том числе Договор о дружбе и сотрудничестве (1981 год). В ходе состоявшихся в 2001 году межправительственных консультаций была достигнута принципиальная договорённость о проведении инвентаризации договорно-правовой базы отношений. В декабре 2002 года перечень подлежащих инвентаризации двусторонних договоров передан конголезской стороне для окончательного согласования.
В октябре 2004 года конголезцы передали российской стороне контрпроекты договоров «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», а также «О передаче лиц, осуждённых к лишению свободы», однако в связи с существенными изменениями в российском законодательстве проведение переговоров по заключению этих соглашений пока приостановлено. Рассмотрение вопроса о разработке новых соглашений о торговом, экономическом и научно-техническом сотрудничестве по взаимной договорённости отложено в связи с ведущимися Россией переговорами о вступлении в ВТО.
Официальная социалистическая ориентация РК являлась основой развития двусторонних связей с бывшим СССР. В период нахождения у власти прозападно настроенного президента Аиссубы (1992–1997 годы) объём двусторонних связей начал заметно сокращаться. В 1997 году вернувшийся на пост главы государства Сассу-Нгессо твёрдо выступил за возобновление многопланового сотрудничества с Россией во всех областях.
В сентябре 1998 года после пятилетнего перерыва был назначен посол Конго в России, в марте 1999 года проведены совместные мероприятия в связи с 35-летием установления дипотношений. В марте 2000 года в Браззавиле было возобновлено проведение межправительственных консультаций, которые затем прошли в сентябре 2001 года в Москве, где был подписан Протокол о консультациях между внешнеполитическими ведомствами, в декабре 2002 года в Браззавиле и в сентябре 2003 года вновь в Москве.
В связи с празднованием 40-летия установления дипломатических отношений 16 марта 2004 года состоялся обмен посланиями на уровне МИД обеих стран. В ходе переговоров министра иностранных дел Конго Адада с Лавровым состоялось заинтересованное обсуждение состояния и перспектив развития двусторонних отношений, проблематики конфликтных ситуаций на Африканском континенте, была подтверждена близость позиций России и Конго по ключевым международным проблемам.
Торгово-экономическое сотрудничество достаточно активно развивалось вплоть до 1992 года. Состоялись два заседания Смешанной межправительственной комиссии. В счёт наших кредитов оказано техническое содействие в сооружении в Конго ряда значимых промышленных и социально-бытовых объектов. На безвозмездной основе в Браззавиле построены научная ветеринарная лаборатория, национальная типография, родильный дом.
После начала внутреннего военного конфликта в 1997 году двусторонние торговые связи были свёрнуты, в июне того же года в Браззавиле было закрыто представительство «Аэрофлота».
В ходе межгосударственных консультаций стороны с беспокойством отмечали несоответствие уровня экономических связей имеющемуся потенциалу двух стран, высказывались за налаживание системы информационного обмена об их экспортно-импортных возможностях, установление прямых контактов между ТПП и предпринимательскими кругами России и Конго и возобновление сотрудничества на объектах, созданных в Конго при содействии СССР, в частности в горнодобывающем секторе (предприятия по добыче золота, разработке и обогащению полиметаллических руд). Была также подтверждена заинтересованность в участии российских предпринимателей в лесозаготовительной и дерево-перерабатывающей промышленности Конго.
В последние годы Конго выделяется 35 стипендий по государственной линии (используется полностью). Всего в советских и российских вузах получили образование свыше 7 тысяч конголезских граждан. Около 30 % состава нынешнего правительства Конго — выпускники вузов бывшего СССР и России. Представители Конго участвовали в работе Международного форума выпускников советских и российских вузов (2003 год).
В настоящее время в вузах Российской Федерации обучаются по государственной линии 126 конголезских граждан. В 2004 году на учёбу принято 36 конголезцев. В Браззавиле функционирует Российский центр науки и культуры.
Положительный отклик у конголезской стороны получила инициатива, выдвинутая Институтом Африки РАН в 2003 году, о проведении в РК исследований в рамках научного проекта «Этноконфессиональные и социально-культурные проблемы Конго в свете глобализации».
← Назад | Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Центральная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития
- Колониальный период
- Установление независимости
- Авторитарный промарксистский режим
- Переходный период
- Стабилизация ситуации
- Государство и нациеобразование
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства (президенты) в 1959–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате собраний по итогам парламентских выборов 15 июля 2012 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Конго в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП Конго, по данным Всемирного банка в 2010 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Конго в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1998–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1935 года ...