Нигерия / Территориально-государственное устройство
Конституция 1999 года закрепляет федеративное деление страны. Ст. 3 конституции гласит, что Федеративная Республика Нигерия состоит из штатов (всего их 36); неофициально штаты объединяются в 6 зон: Лагос, Экити, Огун, Ондо, Осун, Ойо (юго-западная зона); Аква-Ибом, Байельса, Кросс-Ривер, Дельта, Эдо, Риверз (южная зона); Абиа, Анамбра, Эбоньи, Эгуну, Имо (юго-восточная зона), Кадуна, Кано, Кацина, Джигава, Кебби, Сокото, Замфара (северо-западная зона), Бенуэ, Коги, Квара, Насарава, Нигер, Плато (северо-центральная зона), Адамава, Баучи, Борно, Гомбе, Тараба и Йобе (северо-восточная зона). Штаты подразделяются на 768 районов местного управления. Столица Нигерии — Абуджа — по конституции имеет статус федеральной столичной территории и не является отдельным штатом.
На региональном уровне исполнительную власть представляют губернатор и его заместитель. В конституции подробно описываются порядок выборов на должность губернатора, требования, предъявляемые к кандидатам, и так далее. Как и президент страны, губернатор избирается сроком на 4 года и не может выдвигать свою кандидатуру на третий срок. Губернатор с согласия ассамблейной палаты штата формирует правительство штата и определяет основные направления политики. Губернатор обязан соблюдать конституцию и претворять в жизнь законы и постановления, принятые ассамблейными палатами штатов.
В каждом из штатов существует однопалатный орган законодательной власти — Ассамблейная палата. Она состоит из депутатов, число которых в 3–4 раза превышает представительство данного штата в Палате представителей (от 24 до 40 депутатов). Палата выполняет те же функции, что и федеральный орган законодательной власти, но в случае несоответствия законодательных актов, принятых парламентами штатов, федеральным законам предпочтение, согласно п. 5 II части гл. 1 конституции, отдаётся последним. Ассамблейные палаты уполномочены рассматривать вопросы, список которых приводится во II части Приложения 2 к конституции. Ни Национальная ассамблея, ни парламенты штатов не вправе придавать издаваемым ими законам обратную силу.
Постановления Ассамблейной палаты обретают силу закона после того, как они предоставляются на рассмотрение губернатора, который в течение 30 дней должен подписать законопроект (либо воспользоваться правом «карманного вето»). Палата может преодолеть губернаторское вето 2/3 голосов при повторном рассмотрении законопроекта. Так же, как и федеральные органы законодательной власти, ассамблейные палаты должны заседать не менее 181 дня в году, а срок их полномочий составляет 4 года.
Национальная ассамблея может взять на себя исполнение обязанностей Ассамблейной палаты в случае объявления президентом чрезвычайного положения в штате, по требованию губернатора, подтверждённому 2/3 голосов ассамблейной палаты.
Так, например, в мае 2004 года в штате Плато в связи с этническими беспорядками было введено чрезвычайное положение, и власть губернатора и местной законодательной палаты были приостановлены на 6 месяцев.
Депутаты избираются в ассамблейные палаты от тех же политических партий, что и в Национальную ассамблею. В этой связи предполагается, что местные законодатели будут поддерживать ту политику исполнительной власти, которая соответствует программе их партий. Вместе с тем из-за отсутствия отлаженной системы взаимодействия между депутатами и партиями, а также взаимодействия между депутатами на разных уровнях, каждый законодатель проводит политику, выгодную именно ему.
Судебную власть в штатах осуществляют три типа судов: Верховный суд, Шариатский апелляционный суд и Апелляционный суд обычного права. Состав шариатских апелляционных судов и апелляционных судов обычного права (в штате может быть представлен только один из двух видов судов) определяется губернатором штата с одобрения Ассамблейной палаты. Штаты также могут создавать суды низшей инстанции.
Ст. 275 конституции предусматривает создание шариатских апелляционных судов «в тех штатах, где это необходимо». Председатель и члены такого суда также назначаются губернатором с согласия Ассамблейной палаты штата. Шариатский Апелляционный суд рассматривает дела, относящиеся к области применения исламского права. В 2003 году в 11 штатах страны (Сокото, Кебби, Нигер, Кано, Кацина, Кадуна, Джигава, Йобе, Баучи, Борно и Гомбе) действовали нормы шариата и практиковались наказания, принятые в исламском праве (в том числе побивание камнями за измену, публичная порка за употребление алкоголя и отрубание конечностей за воровство).
Суды обычного права функционируют главным образом на юге страны параллельно с судами, опирающимися на нормы обычного английского права, разбирают вопросы уголовного и гражданского права.
Во многом востребованность шариатских судов и судов обычного права объясняется их меньшей коррумпированностью по сравнению с судами, опирающимися на нормы английского общего права. Таким образом, многоконфессиональность и культурная раздробленность страны нашли отражение и в правовой системе, которая сочетает элементы англосаксонской правовой традиции, исламского и обычного права.
← Назад | Территориально-государственное устройство | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Западная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития
- Нигерия в древности, Средние века и Новое время (до середины XIX века)
- Государственные образования севера Нигерии
- Государственные образования запада Нигерии
- Государственные образования юго-востока Нигерии
- Появление европейцев и включение территории Нигерии в состав Британской империи (конец XV — конец XIX века)
- Эпоха колониального правления (1900–1960 годы)
- Независимая Нигерия (1960 — наше время)
- Государство и нациеобразование
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства в 1966–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий по итогам парламентских выборов 21 апреля 2007 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Нигерии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП Нигерии, по данным Всемирного банка в 2011 году
- Основные торговые партнёры в 2004 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Нигерии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1996–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В новой книге известного географа В. А. Анучина рассматриваются актуальные ...