Нигерия / Конституционные основы, характеристика формы правления
Действующая конституция, принятая в 1999 году, является четвёртой по счету со времени обретения Нигерией независимости.
Основные законы в стране издавались и действовали в периоды гражданского правления 1960–1966 годы (конституция 1960 года) и 1979–1983 годы (конституция 1979 года). В 1989 году парламент Третьей республики начал разрабатывать новый основной закон, который должен был вступить в силу в 1993 году, однако был отменен в связи с военным переворотом.
Две прежние конституции, как и нынешняя, гарантировали основные права и утверждали федеративное устройство, однако число штатов последовательно увеличилось с 3 (конституция 1960 года) до 19 (1979 год), а затем до 36 (1999 год).
По конституции 1960 года, главой государства объявлялся премьер-министр, которого избирали тайным голосованием члены двухпалатной Национальной ассамблеи, состоящей из Палаты представителей и Сената. Депутаты Палаты представителей выбирались, сенаторы назначались премьер-министром. Во главе штатов стояли премьеры, которые также являлись формальными лидерами политических партий. На региональном уровне функционировали Законодательная ассамблея и Палата вождей. Премьер-министр и премьеры штатов наделялись законодательными функциями.
Конституция 1979 года, за основу которой брался основной закон США, устанавливала президентское правление; президент являлся главой исполнительной власти и Верховным главнокомандующим вооружёнными силами, а члены верхней и нижней палат законодательного органа избирались путём всеобщих выборов. Во главе регионов находились выборные губернаторы.
Нынешняя конституция во многом повторяет главные принципы основного закона 1979 года и носит демократический характер.
Нигерия является федеративным государством с президентской формой правления. Президент, являющийся главой государства, одновременно возглавляет федеральное правительство и является Верховным главнокомандующим. Законодательная власть осуществляется Национальной ассамблеей (парламентом), состоящим из Сената и Палаты представителей.
Конституция наделяет народ Нигерии верховным государственным суверенитетом и провозглашает безопасность и благосостояние граждан первоочередными целями правительства, а также гарантирует участие граждан в управлении государством. Согласно конституции, Нигерия является государством, обеспечивающим соблюдение фундаментальных прав и свобод своих граждан (право на жизнь, уважение чести и достоинства, частная собственность, свобода мысли, слова, переписки, передвижения, ассоциаций и так далее).
Особое внимание уделяется принципам социального государства: так, ст. 16 (п. 16) гласит, что государство должно «контролировать экономику с целью обеспечить максимальное благосостояние, свободу и счастье каждого гражданина на основе принципа социальной справедливости и равенства возможностей». Государственная политика, согласно основному закону, должна быть направлена на обеспечение занятости и средств к существованию для населения, справедливых и гуманных условий труда, возможностей для досуга. Кроме того, государство должно обеспечить своим гражданам условия для получения своевременного медицинского обслуживания и равного доступа к образованию. В целом конституция страны очень подробна. Она оставляет мало возможностей для неоднозначного толкования, что выглядит вполне логичным в свете неудач предыдущих конституций.
Порядок внесения изменений в основной закон страны закрепляется в гл. 1 (ст. 9). Предложения о внесении поправок в конституцию (за исключением ст. 8, определяющей порядок создания новых субъектов Федерации, а также гл. 4, посвящённой правам и свободам граждан), должны быть поддержаны не менее чем 2/3 членов одной из палат федерального парламента (Национальной ассамблеи), а также одобрены законодательными палатами не менее чем 2/3 штатов. Поправки в ст. 9 и гл. 4 могут быть приняты только после одобрения 4/5 членов Национальной ассамблеи и парламентами 2/3 штатов.
Со времени принятия конституции как минимум дважды предпринимались попытки внести в неё изменения. Первый раз это произошло в 2006 году, когда истёк второй срок пребывания О. Обасанджо у власти, и правящая партия НДП безуспешно выступила с идеей поправки, которая позволила бы тогдашнему главе государства остаться на третий срок.
В начале 2008 года была создана комиссия по пересмотру конституции.
← Назад | Конституционные основы, характеристика формы правления | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Западная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития
- Нигерия в древности, Средние века и Новое время (до середины XIX века)
- Государственные образования севера Нигерии
- Государственные образования запада Нигерии
- Государственные образования юго-востока Нигерии
- Появление европейцев и включение территории Нигерии в состав Британской империи (конец XV — конец XIX века)
- Эпоха колониального правления (1900–1960 годы)
- Независимая Нигерия (1960 — наше время)
- Государство и нациеобразование
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства в 1966–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий по итогам парламентских выборов 21 апреля 2007 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Нигерии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП Нигерии, по данным Всемирного банка в 2011 году
- Основные торговые партнёры в 2004 году
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Нигерии в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1996–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Прижизненное издание. Москва, 1912. Издание М. и С. Сабашниковых. Ледериновая ...
Книга представляет собой методическое пособие по геодезии. Воспроизведено в ...