Нигер / Конституционные основы, характеристика формы правления
На сегодняшний день в стране действует пятая по счету конституция, принятая 18 июля 1999 года. Последние поправки в Основной закон страны были внесены в 2004 году.
В ст. 1 закреплена республиканская форма правления, а в ст. 4 республика провозглашается «неделимой, демократической и социальной». Также провозглашается светский характер государства.
Избирательные права граждан закреплены в гл. 1 конституции. Избирателями являются все граждане Нигера, достигшие 18 лет. Выборы являются всеобщими, свободными, равными, происходят посредством тайного голосования.
Фундаментальным правам и свободам человека и гражданина посвящена гл. 2. Личность каждого человека провозглашается священной. В качестве основополагающих признаются права человека на жизнь, здоровье, безопасность, образование.
В конституции гарантируется равенство всех перед законом вне зависимости от расы, этнической принадлежности, пола, религии, места проживания, социального положения и политических убеждений.
Наряду с универсальными правами и свободами граждан в основном законе закреплён ряд социальных обязанностей государства. Так, семья признается основой существования общества. Материнство и детство находятся под защитой государства. Также оно призвано заботиться о пожилых членах общества
Конституция гарантирует свободу собраний и ассоциаций. В ст. 23 закрепляется право на свободное выражение своего мнения в любой форме. Признается и гарантируется свобода прессы, при этом деятельность органов печати регламентируется законодательством.
За каждым гражданином признается право на работу; при этом отмечается, что государство обязано создавать условия для реализации этого права в полном объёме. Также конституция гарантирует право объединяться в ассоциации по профессиональному признаку; за трудящимися признается право на забастовку.
В обязанность каждому гражданину вменяется соблюдать конституцию страны и все законы государства. Защита отечества провозглашается священным долгом каждого гражданина.
Порядок пересмотра конституции и внесения в неё поправок закреплён в разделе 12 Основного закона.
Согласно ст. 134, инициатива по пересмотру конституции может исходить либо от президента республики, либо от группы депутатов численностью не менее 3/4 от общего числа членов Национального собрания. Поправки в конституцию принимаются либо на референдуме, либо Национальным собранием после того, как за них проголосовало не менее 4/5 его членов. Ст. 136 гласит, что Основной закон не может быть подвергнут пересмотру, если существует угроза территориальной целостности государства. Объектами пересмотра не могут быть республиканская форма правления, светский характер государственной власти, а также статьи, закрепляющие правовые основы функционирования института президентства в стране. Также не может быть пересмотрена ст. 141 данной конституции, согласно которой участникам государственных переворотов 27 января 1996 года и 9 апреля 1999 года предоставляется амнистия.
← Назад | Конституционные основы, характеристика формы правления | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Западная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Территория Нигера до европейской колонизации
- Европейская колонизация
- Движение к независимости и период самостоятельности
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства в 1960–2014 годах
- Главы правительства в 1983–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий по итогам парламентских выборов 31 января 2011 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Нигера в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП Нигера, по данным Всемирного банка в 2011 году
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Нигера в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2004–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Монография содержит оригинальные разработки автора на основе развития и ...
В книге раскрывается картина русских полярных исследований: от арктических ...
Наиболее полное собрание работ крупнейшего фитоценолога и фитогеографа 2-й ...