Мозамбик / Национальное хозяйство в контексте мировой экономики

В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2012 года, Мозамбик назван страной с экономикой «низкого дохода» (low income). Также в классификации Всемирного банка Мозамбик имеет статус «бедной страны с тяжёлым долговым бременем» (heavily indebted poor country) и определён как страна-заёмщик по линии Международной ассоциации развития, что не позволяет получать несвязанные кредиты от большинства международных финансовых учреждений.

Мозамбик относится к одной из беднейших стран мира. Тем не менее Мозамбик рассматривается как развивающаяся страна, с одной из самых динамичных экономик в мире, в которой ВВП в 1997 и 1998 годах увеличивался приблизительно на 7–8 % в год.

Все отрасли экономики после войны за независимость и гражданской войны пришли в запустение. Экономика Мозамбика до сих пор не достигла уровня 1974 года. Возврат к жизни экономики Мозамбика начался благодаря приватизации государственного сектора, привлечению иностранных инвесторов и донорства, в первую очередь Всемирного банка, США, Великобритании и Германии. Важно отметить, что долги Мозамбика регулярно списываются.

Мозамбик остаётся аграрной страной. В аграрном секторе занято подавляющее большинство населения (несмотря на то что во время войны из долины реки Замбези убежало 80 % крестьян). Если до гражданской войны доля аграрной продукции в экспорте составляла 80 %, то сейчас она не превышает 25 %. Мозамбик обладает огромным количеством плодородных земель, однако сейчас используется всего 15 % земель. Основными выращиваемыми культурами являются: рис, кукуруза, апельсины, орехи, бананы, бахчевые, бобовые, картофель, кунжут, манго, папайя, подсолнечник, сахарный тростник, табак, хлопок и чай. В последние годы отмечается рост сельхозпроизводства. Помогают развитые страны, регулярно выделяющие средства на продвижение различных программ по восстановлению сельского хозяйства страны.

Животноводство в Мозамбике возможно только в южных провинциях, где нет мухи цеце, которая распространена в большинстве территорий страны.

В Мозамбике заготавливается древесина.

Важным источником дохода является ловля рыбы и креветок. На кредиты иностранных инвесторов строятся современные рыбные комплексы, модернизируются порты.

Правительство начало поднимать промышленный сектор экономики с начала 90-х годов. Восстановлены многие предприятия пищевой промышленности, керамические мастерские, текстильные фабрики, завод по очистке орехов, цементный завод и многие другие. В ходе гражданской войны закрыты и затоплены большинство шахт и рудников. Для реализации плана по реконструкции шахт необходим кредит около 1 миллиарда долларов. Добыча и транспортировка полезных ископаемых напрямую зависят от восстановления сети железных дорог. Разрабатываются главным образом месторождения природного газа, бокситов, железной и танталовой руды, а также каменного угля. Занимаются добычей в основном иностранные кампании.

В 2001 году начал работу алюминиевый завод, который по планам станет одним из самых больших в мире (инвесторы — ЮАР и Япония), запущен завод по производству машин марки «Фиат», уже работают мелкие предприятия по производству шин, бумаги и всего прочего для местного потребления.

Ведётся активное восстановление энергетической системы страны. Восстанавливаются высоковольтные линии, строятся линии электропередач, строятся новые ГЭС. Мощнейшая в стране ГЭС Кабора — Басса обеспечивает энергией не только Мозамбик, но также ЮАР и Зимбабве.

Большинство дорог строились во времена колониального периода, многие разрушены во время войны или наводнением 2000 года и до сих пор не восстановлены. Хорошо связаны друг с другом восток и запад страны. Стратегической задачей является строительство магистралей, связывающих север и юг. Но этим вопросом правительство также активно занимается при поддержке иностранных инвесторов. На деньги, выделенные Всемирным банком, уже отремонтированы и восстановлены тысячи километров дорог.

В Мозамбике несколько больших портов — Мапута, Бейра, Накала и Келимане, в которых круглый год стоят корабли и ведётся торговля.

В стране действует 22 аэропорта, 3 из которых считаются международными. Большое внимание уделяется развитию туризма. Ежегодно страну посещают около 600 тысяч туристов. Пока в основном из ЮАР. Однако на этом не планируют останавливаться, разрабатывается планы по развитию туризма, на реализацию которого необходимо около 1 миллиарда долларов.

По данным Центра международной торговли, основными экспортными товарами являются (2008 год): алюминий и изделия из него (54,75 %); минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (10,84 %); товары, не включённые в другие разделы базы данных товаров СО ООН (7,5 %); табак и табачные изделия (7,35 %); рыба и морепродукты (2,85 %); энергосиловое оборудование (1,98 %); хлопок (1,96 %) и др.

По данным Центра международной торговли, основными импортными товарами являются (2008 год): минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (20,25 %); товары, не включённые в другие разделы базы данных товаров СО ООН (16,84 %); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (10,33 %); энергосиловое оборудование (7,81 %); зерновые культуры (6,09 %); электрическое и электронное оборудование (5,47 %); животные и растительные жиры, масла, продукты их расщепления (2,79 %); изделия из чугуна и стали (2,19 %); пластмассы и изделия из них (2,03 %); чугун и сталь (2,01 %); удобрения (1,82 %) и др.

Основные внешнеторговые партнёры — ЮАР, Зимбабве, Европейский союз, Япония и США.


←   Назад  |   Национальное хозяйство в контексте мировой экономики   |   Вперёд   →



 

Труды Тибетской экспедиции / Путешествие по Восточному Туркестану, Кун-Луню, северной окраине Тибетского нагорья и Чжунгарии в 1889 и 1890 годах. Отчёт бывшего начальника тибетской экспедиции М. В. Певцова, действительного члена императорского русского географического общества.С картой и 40 фотографиями. Воспроизведено в оригинТруды Тибетской экспедиции
Путешествие по Восточному Туркестану, Кун-Луню, северной окраине Тибетского ...
В погоне за Мексикой / Повесть о древних индейцах майя и современной Мексике.В погоне за Мексикой
Повесть о древних индейцах майя и современной Мексике.
Великий час океанов. Полярные моря / Книга посвящена исследованиям Арктики и отчасти Антарктики. Автор рассказывает об экспедициях Франклина, Норденшельда, Де-Лонга, Навсена, Андре, Амундсена, Скотта, Шарко, Пири, о русских путешественниках Дежнёве и Беринге, о советской дрейфующей станции «Северный полюс — 1». Перевод с французского АВеликий час океанов. Полярные моря
Книга посвящена исследованиям Арктики и отчасти Антарктики. Автор рассказывает ...