Мали / Конституционные основы, характеристика формы правления
Конституция Мали близка по определяемому ею институциональному дизайну конституции Франции. Принята 12 января 1992 года. В разделе 2 Основного документа Мали провозглашается независимой, суверенной, неделимой, демократической, светской, социальной республикой. В качестве основополагающего принципа выделяется «управление народа народом и для народа». Институтами республиканской власти в стране являются: президент Республики, правительство, Национальное собрание, Верховный суд, Конституционный суд, Высокий суд правосудия, Высокий совет территориальных коллективов, Экономический, Социальный и Культурный советы. Девиз Республики — «Один народ — Одна цель — Одна вера».
Ст. 26 закрепляет за гражданами этой страны всеобщее, равное и тайное избирательное право.
Ст. 27 закрепляет пассивное избирательное право за политическими партиями, даёт им свободу действий в рамках закона и обязывает уважать и соблюдать принципы национального суверенитета, демократии, целостности территории, национального единства и светскости государства.
Форма правления — многопартийная республика с однопалатным парламентом (Национальное собрание).
Главой государства, гарантом конституции и Верховным главнокомандующим является президент (ст. 29 конституции). Президент вправе, после консультации с премьер-министром и председателем Национального собрания, распустить Национальное собрание — законодательный орган Республики Мали.
Премьер-министр Мали назначается президентом (ст. 38). Премьер-министр представляет на рассмотрение президенту кандидатуры министров.
Право частной собственности, свобода предпринимательства, право на улучшение качества жизни, на досуг, социальную защиту, труд, образование, создание союзов и общественных организаций, на забастовку прописаны в конституции Мали. Декларируются свободы печати и собраний. Обязанности, налагаемые на гражданина Мали, — защита родины, работа на всеобщее благо, исполнение гражданского долга. Уважение конституции является обязательным для всех лиц, проживающих на территории Мали.
Порядок внесения изменений в конституцию прописан в её гл. 16. Инициатива пересмотра конституции может исходить от президента и депутатов. За проект должно проголосовать Национальное собрание, решение принимается 2/3 членов Собрания. Но окончательное решение о внесении изменений в конституцию утверждается на референдуме. Конституция не может быть пересмотрена в части, утверждающей целостность территории Мали. Республиканская форма правления, светскость и многопартийность государства также не могут быть изменены.
Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. В Мали существует традиционная система разделения властей на законодательную, исполнительную и независимую судебную. В соответствии с конституцией, законодательная власть представлена однопалатным парламентом — Национальным собранием, состоящим из 147 депутатов. Исполнительная власть представлена президентом, премьер-министром и правительством. Судебная власть — Верховным судом и другими судами и органами правосудия. В институциональном дизайне упор сделан на сотрудничество ветвей власти, принятие коллективных решений.
Глава государства избирается на всеобщих выборах. Премьер-министр назначается президентом единолично. Состав правительства утверждается президентом по кандидатурам, предложенным премьер-министром.
Взаимодействие исполнительной и законодательной ветвей власти прописано в гл. 6 конституции Мали. Решение о принятии законов (кроме конституционных) принимается простым большинством голосов.
Бюджет принимается Национальным собранием. Объявление войны президентом должно быть авторизовано Национальным собранием. Правительство может запросить у парламента полномочия на принятие Указов, сфера регулирования которых обычно принадлежит соответствующим законам. Такие Указы должны пройти через Совет министров и получить оценку Верховного суда. Если Национальное собрание не одобряет их, они не вступают в силу. Право законодательной инициативы принадлежит одновременно правительству и парламенту. Члены Национального собрания и правительства имеют право вносить поправки. Организационные законы должны быть представлены премьер-министром на рассмотрение в Конституционный суд перед их провозглашением. Другие виды законов, перед обнародованием, могут быть направлены на рассмотрение в Конституционный суд президентом республики, премьер-министром, Председателем Национального собрания, не менее 1/10 депутатского корпуса Национального собрания, Председателем Высокого совета коллективов, 1/10 от числа национальных советников, председателем Верховного суда.
Если Национальное собрание отклоняет план политики, предложенный правительством, или объявляет недоверие кабинету министров, премьер-министр и его кабинет должны уйти в отставку. Национальное собрание может отстранить президента республики от власти через Высокий суд правосудия в случае государственной измены и совершения им других преступлений на посту.
← Назад | Конституционные основы, характеристика формы правления | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Западная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Исторический очерк политических традиций
- Конституционные основы, характеристика формы правления
- Особенности исполнительной власти
- Особенности законодательной власти
- Главы государства после обретения независимости в 1960–2014 годах
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Политическая роль военных/силовых структур
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий в Палате представителей по итогам парламентских выборов 27 июля 2007 года
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение Мали в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Положение и роль СМИ
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Вес в мировой экономике в 1990–2010 годах
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Мали в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
В хозяйственном, коммерческом, философском, историческом, топографическом, ...
Книга немецкого учёного А .Л. Вегенера, появившаяся в начале XX столетия, ...