Мадагаскар / Особенности судебной власти
В Республике Мадагаскар правосудие осуществляется в соответствии с конституцией от имени малагасийского народа через Верховный суд, Апелляционные суды и приданные им инстанции, Высокий суд юстиции, Высший конституционный суд.
По конституции, судьи и заседатели независимы в своей деятельности и подчиняются только конституции. Судьям запрещается вести любую другую профессиональную, политическую или общественную деятельность. Гарантом независимости судебной системы является президент Мадагаскара. Ему помогает Высший судебный совет, председателем которого он является. Министр юстиции является вице-председателем этого Совета.
Верховный суд — высший судебный орган страны, следит за точным функционированием судопроизводства. Верховный суд состоит из трёх палат: кассационной, счётной и административной (Государственный совет). Возглавляют Верховный суд первый председатель и генеральный прокурор. Они назначаются Советом министров по представлению министра юстиции, после консультации с Высшим судебным советом. Первому председателю помогают 3 вице-председателя, которые возглавляют вышеуказанные палаты Верховного суда. Генеральный прокурор также имеет трёх заместителей, которые возглавляют в трёх палатах Верховного суда соответствующие органы прокуратуры.
Кассационная палата следит за соблюдением закона в судопроизводстве. Государственный совет контролирует законность административных актов и соблюдение закона в области административного права. В компетенцию Государственного совета входит контроль за законностью и соответствием конституции деятельности администрации регионов; рассмотрение заявлений об отмене актов центральной и местной власти; рассмотрение кассационных жалоб на судебные решения властей в регионах. Счётная палата проверяет счета, следит за исполнением финансовых законов и бюджетов как в регионах, так и на государственных предприятиях, контролирует финансовую деятельность государственных предприятий; помогает парламенту и правительству в контроле за исполнением финансовых законов.
Верховный суд ежегодно направляет доклад о своей деятельности президенту республики, премьер-министру, председателям Национального собрания и Сената и министру юстиции; этот доклад публикуется в «Официальной газете».
При Верховном суде действует Апелляционный суд, рассматривающий серьёзные преступления, а также жалобы, просьбы об освобождении и тому подобного.
К низовым судебным инстанциям относятся суды первой инстанции, которые занимаются разбором всех дел, которые не отнесены к специальным областям, и специальные суды (уголовные, экономические, трибуналы). Суды первой инстанции, как правило, разбирают дела, наказания за которые не превышают 5 лет.
Президент республики, председатели Национального собрания и Сената, премьер-министр, другие члены правительства и председатель Высшего конституционного суда подлежат наказанию за действия, совершенные ими при исполнении своих обязанностей, которые в момент их совершения квалифицировались как преступления или правонарушения. Они подсудны Высокому суду юстиции. Высокий суд состоит из девяти членов: первого председателя Верховного суда, двух первых председателей кассационной палаты, двух первых председателей апелляционного суда, двух депутатов Национального собрания и двух сенаторов.
Важную роль среди центральных органов государственной власти играет Высший конституционный суд (ВКС). Он осуществляет конституционный надзор за принимаемым и действующим законодательством. Высший конституционный суд устанавливает соответствие договоров, соглашений между регионами и Центра конституции; устанавливает соответствие конституции законам, принятым в регионах; урегулирует споры между государственными институтами и региональными; наблюдает за соблюдением процедуры референдума, президентских и парламентских выборов.
Высший конституционный суд состоит из 9 членов, мандат которых ограничен семилетним сроком. Три члена назначаются президентом республики, два — Национальным собранием, два — Сенатом, два — избираются Высшим судебным советом. Председатель Высшего конституционного суда назначается президентом республики, президент же утверждает своим декретом назначение остальных членов Высшего конституционного суда.
Законы и ордонансы до их опубликования направляются президентом Высшему конституционному суду, который рассматривает их соответствие конституции. Положение закона, признанное Высшим конституционным судом не соответствующим конституции, не может быть опубликовано.
Высший конституционный суд может также консультировать любого руководителя или любой орган региона по вопросам конституционности законопроекта или толкованию какого-либо положения действующей конституции.
Создание такой сложной судебной системы свидетельствует о стремлении творцов конституции создать общество, основанное на букве закона. Однако хотя судебная власть в стране формально независима, но фактически она находится под контролем исполнительной власти.
← Назад | Особенности судебной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Восточная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития. Ранний период истории Мадагаскара
- Становление государственности на Мадагаскаре
- Отношения Мадагаскара с Англией и Францией
- Колониальный период истории Мадагаскара
- Переход государства к независимости. Первая республика
- Вторая республика. Период социалистической ориентации. Переход к Третьей республике
- Политическая борьба в современном Мадагаскаре
- Государство и нациеобразование
- Конституционные основы, характеристика формы правления и конституционные гарантии
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства в 1972–2014 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1972–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий по итогам выборов в Национальное собрание 23 сентября 2007 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Мадагаскара в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП Мадагаскара, по данным Всемирного банка в 2010 году
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Мадагаскара в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2002–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Пособие написано по программе курса географических факультетов педагогических ...
Раньше лес упрощённо считали «средой, в которой растёт большое количество ...