Мадагаскар / Особенности исполнительной власти
Главой государства и Верховным главнокомандующим вооружёнными силами является президент, который избирается путём всеобщего, прямого голосования сроком на 5 лет. Кандидат на пост президента должен быть гражданином Мадагаскара, пользоваться всеми гражданскими и политическими правами, достичь к моменту избрания 40 лет и не менее полугода до выставления своей кандидатуры проживать на территории Мадагаскара. Президент может занимать должность не более двух сроков подряд.
В случае если ни один из кандидатов не получает на выборах простого большинства голосов, в течение двух месяцев проходят повторные выборы, участие в которых принимают кандидаты, набравшие в предыдущих выборах большинство. Президент является единоличным представителем государства во внешней политике и самым влиятельным политиком внутри страны. Он председательствует на заседаниях Совета министров, подписывает постановления и декреты, принятые Советом министров. Президенту принадлежит право производить назначения на высшие государственные должности, перечень которых установлен законом, он может передать эти полномочия премьер-министру. В соответствии со ст. 55 президент является главнокомандующим вооружёнными силами, в этом качестве он председательствует на Высшем совете национальной обороны. Президент республики на заседании Совета министров после оповещения председателей Национального собрания, Сената и Конституционного суда может объявить чрезвычайное или военное положение для защиты Республики, общественного порядка и безопасности государства или в случае чрезвычайных обстоятельств (ст. 59).
Президент республики осуществляет руководство внешнеполитическими отношениями государства: он аккредитует и отзывает послов и посланников Республики Мадагаскар в других государствах и международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты от представителей иностранных государств и международных организаций, ведёт переговоры о заключении договоров и ратифицирует их (ст. 56).
Президент делит исполнительную власть с премьер-министром. Премьер-министр, возглавляющий правительство, назначается декретом президента. Министры назначаются главой государства по предложению премьер-министра. Правительство ответственно перед Национальным собранием. Правительство «определяет и проводит политику государства». Функции членов правительства несовместимы с любой другой деятельностью: представительской, выборной, профессиональной. Премьер-министр руководит деятельностью правительства и ответственен за его работу и координацию деятельности министерств; обладает законодательной инициативой; обеспечивает выполнение законов; наблюдает за исполнением решений суда; располагает органами контроля над администрацией и обеспечивает хорошее функционирование общественных служб, управление финансами; обеспечивает общественную безопасность и порядок в отношении основных прав и свобод, для этого в его распоряжении есть силы полиции, безопасности и армия. В соответствии с поправками 1995, 1998 годов полномочия премьер-министра уменьшились, его роль в управлении делами государства сводится к проведению определяемой президентом политики.
Существует в Республике Мадагаскар и неписаный закон, касающийся исполнительной власти и обусловленный делением граждан на представителей котье (жителей прибрежных районов) и жителей центральной части страны — Высокого плато. По этому «тайному» компромиссу (его часто называют «политикой региональных квот», «региональным балансом» и так далее), если котье избирается президентом, то подразумевается, что мерина займёт пост премьер-министра, и наоборот. Пост президента Республики чаще всего занимал котье: сначала это был Ф. Циранана (цимихети), затем Д. Рацирака (бецимисарака), А. Зафи (антакарана) и снова Д. Рацирака. Интересно отметить, что в ряде исключительных случаев главой государства на короткий срок становился мерина: так было в период правления так называемый «переходных режимов» (1972–1975 годы), когда к власти пришли генерал Г. Рамананцуа, затем полковник Р. Рацимандрава (убитый спустя 11 дней после прихода к власти) и генерал Ж. Андриамахазу. Так это случилось и в период «междуцарствия» в 1996 году, когда главой государства стал Н. Рацирахунана. Наряду с президентом-котье должность премьер-министра практически всегда занимал выходец с Высокого плато.
Так, во времена Второй республики посты премьер-министров занимали мерина Д. Ракутуаридзауна, В. Рамахатра и Г. Разанамаси, П. Ракутумаву, бецилеу Т. Андрианариву. Однако бывали и исключения, которые фиксировались общественным мнением как «нарушения регионального баланса». Так, во времена Третьей республики в правление А. Зафи премьер-министрами были котье Ф. Равуни и Э. Ракутувахини. Наконец, пост председателя парламента доставался обычно представителю Высокого плато: бецилеу Л. К. М. Андрианара-хиндзаке, мерина Р. Андриамандзату и А. Андрианарисуа. Приход к власти в 2002 году М. Равалумананы, похоже, порывает с прежними традициями распределения властных полномочий и, возможно, создаст новую этническую конфигурацию в высших эшелонах власти. Так, сам президент является уроженцем Высокого плато, его первый премьер-министр (Ж. Силла) — выходцем с побережья, а тогдашний председатель Национального собрания (Ж. Лахинирику) тоже котье.
← Назад | Особенности исполнительной власти | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Восточная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития. Ранний период истории Мадагаскара
- Становление государственности на Мадагаскаре
- Отношения Мадагаскара с Англией и Францией
- Колониальный период истории Мадагаскара
- Переход государства к независимости. Первая республика
- Вторая республика. Период социалистической ориентации. Переход к Третьей республике
- Политическая борьба в современном Мадагаскаре
- Государство и нациеобразование
- Конституционные основы, характеристика формы правления и конституционные гарантии
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства в 1972–2014 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1972–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий по итогам выборов в Национальное собрание 23 сентября 2007 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Мадагаскара в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП Мадагаскара, по данным Всемирного банка в 2010 году
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Мадагаскара в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2002–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека