Конституционные основы, характеристика формы правления и конституционные гарантии

Мадагаскар / Конституционные основы, характеристика формы правления и конституционные гарантии

Действующая конституция — третья по счету. Первая, конституция 1959 года, была принята после того, как в 1958 году Мадагаскар стал самоуправляющейся (автономной) республикой в составе Французского Сообщества. Эта конституция была создана по образцу французской конституции 1958 года. После достижения Мадагаскаром политической независимости новая конституция не принималась. Малагасийская Республика (официальное название страны) ограничилась приведением своего основного закона 1959 года в соответствие с её положением независимого государства путём внесения соответствующих поправок (28 июня 1960 года и 6 июня 1962 года).

Первая конституция Мадагаскара провозглашала ряд демократических прав и свобод: всеобщее равенство в правах и обязанностях независимо от происхождения, расовой принадлежности и вероисповедания, свободу и независимость личности, право на политическую деятельность и объединение в политические организации и профсоюзы, а также на забастовки, свободу совести, печати, собраний и тому подобного. В ней содержались утверждения о запрете любой эксплуатации человека человеком. Конституция Мадагаскара, как и основные законы других молодых африканских государств, содержала положения, направленные против расовой и национальной дискриминации, а также положения об африканском единстве, о необходимости тесного сотрудничества и плодотворного союза африканских государств на основе взаимного уважения их суверенитета. Конституция гарантировала свободу капиталов и капиталовложений, запрещала отчуждение частной собственности, если последнее не вызывалось общественной необходимостью. Глава государства — президент, одновременно являлся и главой правительства; он наделялся широкими полномочиями, фактически ему принадлежала вся полнота законодательной и исполнительной власти.

Вторая конституция, вместе с новым названием государства — Демократическая Республика Мадагаскар, была принята в декабре 1975 года. В основу этой конституции легла Хартия малагасийской социалистической революции. Главной своей целью конституция провозглашала построение государства нового типа, выражающего интересы трудящихся масс. Конституция устанавливала общественную собственность на основные средства производства.

Особую роль в создании нового общества малагасийские руководители предназначали децентрализованным коллективам, в основе создания которых лежит идея фукунулуны — формы общинной организации населения. Конституция ДРМ определяла фукунулуну как «социалистическую и демократическую общину», на которой основывается нация. Идея фукунулуны легла в основу организации местных органов власти. Конституция ДРМ определила четыре вида децентрализованных коллективов, каждый из которых создавался на определённом территориальном уровне и имел свои органы власти. Во главе государства — президент, избирающийся на 7 лет; Верховный революционный совет, назначающийся президентом; Национальное народное собрание, депутаты которого избираются на 5 лет. Девиз Второй республики — «Родина — революция — свобода».

12 сентября 1992 года в действие вступила новая конституция, третья, одобренная на национальном референдуме 19 августа. В стране была провозглашена Третья республика, государство получило новое название — Республика Мадагаскар. Девиз Третьей республики — «Родина — свобода — справедливость». Конституция провозгласила: разделение власти на три ветви (исполнительную, законодательную и судебную); многопартийную политическую систему; защиту прав человека. Срок президентства был сокращён до 5 лет (вместо 7). Парламент Мадагаскара стал двухпалатным — Сенат и Национальное собрание. Количество депутатов Национального собрания увеличено со 138 до 150, а срок их деятельности сокращён с 5 до 4 лет. Но самым главным изменением в конституции 1992 года был отказ от положений Хартии Малагасийской социалистической революции.

К этой конституции трижды принимались поправки: в сентябре 1995 года, в марте 1998 года и в апреле 2007 года. Поправки 1995 и 1998 годов помимо прочих изменений превратили республику из государства унитарного типа в федеративное государство (предоставив широкие автономные права шести провинциям), с сильным президентским режимом. Девиз страны в очередной раз был изменён и звучит теперь так: «Родина — Свобода — Прогресс». Поправки 2007 года изменили административно-территориальное деление страны, превратив её снова в государство унитарного типа, ввели третий государственный язык и добавили полномочий президенту в период чрезвычайного положения.

Конституция состоит из 160 статей и преамбулы. Преамбула гласит, что народ Мадагаскара независим и глубоко привержен своим культурным и духовным ценностям, особенно таким фундаментальным, как национальное единство и вера в Бога-Творца. Конституция провозглашает приверженность страны положениям Международной хартии прав человека, Африканской хартии прав человека и народов, Конвенций по правам женщин и детей; декларирует создание правового государства. Политические права граждан включают: свободу слова, печати, собраний, политических объединений, вероисповедания, на получение информации (ст. 10, 11, 14, 15). В числе личных свобод граждан конституция провозглашает свободу передвижения, в том числе право на эмиграцию и возвращение, неприкосновенность личности, жилища, тайну корреспонденции, защиту правосудия (ст. 12, 13). В разделе «Социально-экономические и культурные права» закрепляется право граждан на труд, образование, охрану здоровья и семьи (ст. 17–25); за каждым трудящимся признается право на защиту своих интересов через профсоюзы, право на забастовки (ст. 31). Государство гарантирует право на личное имущество, на свободу предпринимательства, на безопасность капиталов и инвестиций (ст. 37, 38).

К числу основных обязанностей граждан конституция относит: уважение конституции и соблюдение законов, службу в армии. Труд также рассматривается как конституционный долг гражданина. В обязанности гражданина входит и бережное отношение к окружающей среде.

Республика Мадагаскар является президентской республикой. Глава государства — президент является «гарантом» национальной независимости и территориальной целостности, избирается прямым всеобщим голосованием сроком на 5 лет и может переизбираться только один раз (ст. 44–45). Поправки, одобренные конституционным референдумом 1995 и 1998 годов, стали ещё одним шагом к закреплению президентского характера республиканского государственного устройства Мадагаскара. Это выразилось, в частности, в усложнении процедуры вынесения импичмента президенту. Из конституции фактически изъято понятие «окончательного импичмента» президента с усилением положения о «временном импичменте», который может объявляться на срок до 6 месяцев Высшим конституционным судом по требованию парламента и только из-за физической или умственной неспособности президента выполнять свои обязанности.

Инициатива внесения поправок в конституцию принадлежит президенту или парламенту, при этом для принятия к рассмотрению поправок к Основному закону необходимо согласие абсолютного большинства членов парламента. Президент республики может принять решение (совместно с правительством) о вынесении поправок к конституции на референдум. Поправки принимаются при одобрении их абсолютным большинством голосовавших на референдуме (ст. 154).


←   Назад  |   Конституционные основы, характеристика формы правления и конституционные гарантии   |   Вперёд   →



 

Путешествие в Китай через Монголию в 1820 и 1821 годах / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1824 года (издательство «Типография Медицинского Департамента Министерства Внутренних Дел»).Путешествие в Китай через Монголию в 1820 и 1821 годах
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1824 года ...
Химическое строение биосферы Земли и ее окружения / Издание второе. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1987 года (издательство «Наука»).Химическое строение биосферы Земли и ее окружения
Издание второе. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1987 ...
Великий час океанов. Средиземное море / Значение Средиземного моря в истории куда больше, чем любого океана. Оно было колыбелью древнейших цивилизаций. Критяне, финикийцы, египтяне, греки путешествовали по нему и осваивали на его берегах значительные памятники. Ни один океан не кишел таким количеством пиратов, как это «цивилизованное» морВеликий час океанов. Средиземное море
Значение Средиземного моря в истории куда больше, чем любого океана. Оно было ...