Мадагаскар / Государство и нациеобразование
Существует несколько теорий этногенеза малагасийцев. Согласно одной, выходцы с Индонезийского архипелага мигрировали вдоль побережья Южной Азии через Аравийский полуостров на восточное побережье Африки и, наконец, через Мозамбикский пролив на Мадагаскар. Это движение осуществлялось в течение многих веков: менялись поколения, шло постепенное смешение азиатского, арабского и африканского населения между собой. Возникший в результате этого смешения народ заселил Мадагаскар. По другой теории, 18–20 основных этнических групп острова, выделяемых учёными, являются результатом нескольких последовательных волн миграции из таких областей, как юго-восток Азии (Индонезия, до III века до нашей эры и в первой половине 1-го тысячелетия нашей эры); континентальная Африка и арабские страны (в VII–VIII веках арабы и суахили из Восточной Африки, в IX–X веках — арабы с Аравийского полуострова). Современные этнические группы сложились в XIII–XV веках. В XVII–XVIII веках на острове появились европейцы.
Процесс формирования современных демократических институтов Мадагаскара имел несколько отличительных особенностей. Во-первых, ещё до начала колонизации Мадагаскара местные народы имели свою развитую государственность. Во второй половине XIX века в королевстве Имерина существовали такие современные стандарты государственной власти, как посты премьер-министра, министра иностранных дел и тому подобное. В 1840 году фактически было сформировано правительство, то есть исполнительная власть. Весьма рано была сформирована централизованная структура власти — остров управлялся назначаемыми королём губернаторами.
Во-вторых, формирование самобытных демократических институтов началось здесь сравнительно рано — уже к XVIII веку мерина создали уникальный политический институт, известный как фукунулуна. Деревенская община — фукунулуна, возникла как социальный институт в XVIII веке у мерина, а затем распространилась в других частях страны при участии сначала мерина, потом Франции. Она объединяет родственников (счёт родства — патрилинейный), имеющих общего предка и проживающих на одной территории. Управляется фукунулуна советом, состоящим из старейшин и деревенской знати. Фукунулуна связывает своих членов нитями общих обязанностей, сплачивает общими делами и создаёт тем самым систему солидарности и взаимопомощи — фихаванана. Множество функций, осуществляемых фукунулуной (экономическая, воспитательная, социальная помощь, поддержание общественного порядка и др.) делали её привлекательной в глазах самых разных политических режимов, которые пытались использовать её в своих интересах.
Сначала французы, потом правительство Ф. Цирананы в 1962 году сделало попытку вовлечь местные общины в планы сельского экономического и социального развития. В 1973 году режим Г. Рамананцуа продолжил разработку концепции самоуправления, создав его органы на местном уровне, при этом назначенные ранее функционеры должны были смениться выборными лицами. В 1975 году фукунулуна получила конституционный статус как «децентрализованный коллектив», ответственный за экономическое, социальное, культурное и муниципальное развитие на местном уровне. По стране в это время насчитывалось около 11 тысяч фукунулун. В правление А. Зафи (1993–1996) фукунулуну начали вытеснять «децентрализованные территориальные коллективы». В действующей конституции (ст. 35) фукунулуна определяется как «основа развития».
На Мадагаскаре существовал уникальный институт контроля законодательной власти — кабари, заключавшийся во всенародном обсуждении (одобрении или отвержении) решений власти. Все население острова, отвечающее имущественному цензу, выносило решение по тому или иному проекту короля или правительства, после чего могли быть предприняты конкретные шаги.
Существовала в королевстве Имерина так называемая фанумпуана — система публичных работ. Необходимые для государства работы выполнялись без оплаты всеми жителями страны. Оплату ввёл король Радама II.
В-третьих, в силу своего колониального прошлого, Мадагаскар испытал на себе влияние извне. Начиная с XIX века в политический процесс на Мадагаскаре активно вмешивалась Франция. Перенимались не только правовые, но и государственные традиции.
В-четвёртых, в течение двух веков народом Мадагаскара велась активная борьба против захватчиков. Таким образом, государственность Мадагаскара характеризовалась высокой степенью нестабильности. Угрозы стабильности исходили не изнутри (то есть не были связаны с системными конфликтами внутри общества), а были обусловлены внешним вторжением в целостность государства. Играя на этнонациональной дифференциации малагасийского общества, колонизаторы препятствовали складыванию единой целостной национальной общности.
Основные принципы современного государственного устройства Мадагаскара были определены в 1998 году с принятием ряда важных поправок к конституции 1992 года.
← Назад | Государство и нациеобразование | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Восточная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития. Ранний период истории Мадагаскара
- Становление государственности на Мадагаскаре
- Отношения Мадагаскара с Англией и Францией
- Колониальный период истории Мадагаскара
- Переход государства к независимости. Первая республика
- Вторая республика. Период социалистической ориентации. Переход к Третьей республике
- Политическая борьба в современном Мадагаскаре
- Государство и нациеобразование
- Конституционные основы, характеристика формы правления и конституционные гарантии
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства в 1972–2014 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1972–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий по итогам выборов в Национальное собрание 23 сентября 2007 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Мадагаскара в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП Мадагаскара, по данным Всемирного банка в 2010 году
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Мадагаскара в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2002–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Предлагаем вашему вниманию книгу «В двух шагах от экватора». Книга рассказывает о ...
В книге доктора наук С. Ивченко рассказывается об экологии растений, ...
Настоящий справочник включает в себя основные сведения по географии, природе, ...