Мадагаскар / Вторая республика. Период социалистической ориентации. Переход к Третьей республике
Новый режим взял курс на социалистическую ориентацию. Правительство приступило к решению задач по преодолению наследия колониализма и последствий неоколониалистского правления, ставя целью укрепление политической независимости и достижение экономической самостоятельности. Приход Д. Рацираки к власти сопровождался рядом радикальных шагов как экономического, так и политического характера. 17 июня 1975 года были национализированы банки и страховые компании, а 30 июня под контроль государства перешли крупнейшие торгово-промышленные, транспортные и нефтяная компании. Одновременно шла подготовка к референдуму, который должен был утвердить новую конституцию и Хартию Малагасийской социалистической революции, являвшуюся предвыборной платформой Д. Рацираки. Она была опубликована в августе 1975 года и давала как общий анализ малагасийского общества, так и долгосрочную программу действий во всех сферах деятельности государства, направленных на укрепление национального суверенитета страны, её экономической независимости. Хартия официально закрепила выбор социалистической ориентации Мадагаскара, наметила программу осуществления прогрессивных социально-экономических преобразований.
Главными составляющими программы, которые должны были обеспечить её успех, являлись национальное единство, децентрализация и социализм. В последующий период возрастающие экономические и политические трудности привели руководство сначала к постепенному отходу от провозглашённого в Хартии курса, а с 1986 года и к отказу от него. Референдум, состоявшийся 21 декабря 1975 года, большинством голосов одобрил оба документа, а Д. Рацирака был избран президентом Демократической Республики Мадагаскар (так стала называться страна в соответствии с новой конституцией). Ядром образованного в декабре 1976 года Национального фронта защиты революции стала созданная в марте 1976 года партия «Авангард малагасийской революции» (АРЕМА) — (Antokin’ny Revolisiona Malagasy). АРЕМА создавалась как правительственная партия, и Д. Рацирака стал её генеральным секретарём. Партия создавалась на широкой социальной базе, её ячейки открывались по всей стране. Она долгие годы служила опорой и действенной силой проведения политики президента Д. Рацираки, который ещё дважды (в 1982 и 1989 годах) переизбирался на президентский пост. В этот период происходит сближение с Советским Союзом. Антизападный характер нового правительства выразился и в том, что Мадагаскар взял курс на использование в своей армии советской военной техники. А французские военные базы были с острова выведены.
В конце 1980-х — начале 1990-х годов страна переживала трудности, связанные со многими факторами: быстрым ростом населения, нарастающей задолженностью, природными катаклизмами, повышением мировых цен на нефть, колебаниями цен на экспортные культуры и тому подобное. Осложнилось положение Мадагаскара и вследствие крушения СССР и коммунистической системы в целом. Экономическим трудностям сопутствовала политическая нестабильность, связанная с ограничениями на деятельность оппозиционных партий. В марте 1990 года после появления ряда новых партий правительство заявило о переходе к многопартийной системе. В июне неформальный союз 16 оппозиционных партий «Живые силы» призвал к всеобщей забастовке, которая продолжалась до октября и сопровождалась массовыми демонстрациями в столице. 31 октября 1991 года было подписано соглашение о создании переходного правительства, принятии новой конституции и проведении выборов. Референдум, состоявшийся 19 августа 1992 года, 73 % голосов одобрил новую конституцию. Основанная на политическом плюрализме и демократии, она была призвана обеспечить равновесие между властью президента и Национальным собранием и ознаменовала переход к новому периоду в истории страны, к Третьей республике, получившей официальное название Республика Мадагаскар.
Президентские выборы 25 ноября 1992 года принесли победу А. Зафи, одному из лидеров революционных событий 1991 года. В экономическом плане правительство А. Зафи следовало рекомендациям МВФ и ВБ (отказ от руководящей роли государства в экономике, первенство смешанной экономики с преобладанием частной инициативы, денежная реформа). Однако спад в экономике, который усугубили разрушительные циклоны, продолжался. Это не могло не повлиять на социально-политическую обстановку в стране. МВФ и ВБ в связи с этим приостанавливают кредитование программ структурной перестройки. Разочарование в политике А. Зафи привело к его импичменту в Национальном собрании 26 июля 1996 года. В президентских выборах, состоявшихся 3 ноября 1996 года, Д. Рацирака победил А. Зафи с небольшим перевесом (51 % голосов против 49 %). Во внутренней политике Д. Рацирака предложил программу гуманистического и экологического развития страны, провёл 15 марта 1998 года референдум, на котором были приняты поправки к конституции, существенным образом изменившие конституцию 1992 года в сторону усиления президентской власти. Они также превратили унитарное государство в федеральное, с шестью автономными провинциями.
← Назад | Вторая республика. Период социалистической ориентации. Переход к Третьей республике | Вперёд →
- Страны мира
- Африка
- Восточная Африка
- Год образования
- Географическое положение, площадь, границы
- Население
- Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2012 годах
- Язык (языки)
- Основные политические традиции и этапы политического развития. Ранний период истории Мадагаскара
- Становление государственности на Мадагаскаре
- Отношения Мадагаскара с Англией и Францией
- Колониальный период истории Мадагаскара
- Переход государства к независимости. Первая республика
- Вторая республика. Период социалистической ориентации. Переход к Третьей республике
- Политическая борьба в современном Мадагаскаре
- Государство и нациеобразование
- Конституционные основы, характеристика формы правления и конституционные гарантии
- Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
- Особенности исполнительной власти
- Главы государства в 1972–2014 годах
- Главы правительства (премьер-министры) в 1972–2014 годах
- Особенности законодательной власти
- Особенности судебной власти
- Территориально-государственное устройство
- Местное управление и самоуправление
- Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
- Внутренние конфликты и расколы
- Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
- Религия и государство, роль религии в политике
- Особенности партийной системы
- Представительство политических партий по итогам выборов в Национальное собрание 23 сентября 2007 года
- Политическая роль военных/силовых структур
- НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
- Положение и роль СМИ
- Положение Мадагаскара в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2012 годах
- Гендерное равенство/неравенство
- Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
- Основные показатели экономики в 1990–2010 годах
- Структура ВВП Мадагаскара, по данным Всемирного банка в 2010 году
- Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
- Вес в мировой экономике в 1990–2006 годах
- Военные расходы в 1990–2010 годах
- Участие в международных организациях и международных режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
- Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
- Положение Мадагаскара в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2002–2012 годах
- Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
- Экономические угрозы
- Угрозы безопасности человека
Космология — одна из наиболее фундаментальных и тесно связанных с философией ...
Цель практикума — помочь студентам географических факультетов усвоить ...