Мадагаскар / Становление государственности на Мадагаскаре

Параллельно попыткам колонизации острова со стороны европейцев на Мадагаскаре начинается процесс формирования «королевств». В XIV–XVI веках на западном побережье Мадагаскара начали складываться первые государственные образования этнической группы сакалава. Их существование полностью зависело от торговли с арабскими купцами. К концу XVIII века на западном побережье сформировались два крупных государства сакалава — Буйна и Менабе. В XVII–XVIII веках появились государственные образования бецилеу в центральной части острова, бецимисарака — на восточном побережье, антаймуру — на юго-востоке Мадагаскара.

Первые государственные образования мерина на Высоком плато возникли в XV–XVI веках. По устным народным преданиям, первыми объединителями Имерины (государства народа мерина) были Андриандзака (около 1610–1630) и Андриамасинавалуна (1675–1710). В этот же период была основана столица Имерины — Тананариве. До конца XVIII — начала XIX века королевство этнической группы мерина было относительно изолировано от остальных групп и территорий, и его ареал ограничивался внутренними районами острова. В это время шло укрепление королевства, систематически осваивалась его территория. Расположение мерина на центральной возвышенности обеспечивало им некоторую защиту от разрушений вследствие столкновений с прибрежными королевствами. При наследниках Андриамасинавалуны королевство Имерина распалось на четыре части. Окончательное объединение мерина произошло при Андрианампуйнимерина (около 1797–1810), который сыграл ключевую роль в процессе установления политического доминирования мерина на территории Мадагаскара. В 1787 году он захватил престол одного из королевств мерина, к 1806 году покорил оставшиеся три королевства и объединил их в рамках единого государства, со столицей в крепости Тананариве. Андрианампуйнимерина именовался «правителем, которого желает вся Имерина».

При нём границы Имерины достигли моря, и он стал автором идеи о необходимости объединения всех малагасийских народов в рамках единого государства. «Ny riaka no valamparihiko» («Море будет границей моего рисового поля») — говорил он. Андрианампуйнимерина провёл реформы, позволившие государству выйти на достаточно современный уровень: была создана армия, введена строгая наследственная монархическая структура власти и так далее. Он начал выписывать мастеров из арабских стран и создал первые цеховые корпорации ремесленников — кузнецов, оружейников, плотников, С точки зрения социальной организации Имерина была очень развитым образованием. Мерина создали иерархиезированное общество с чёткой вертикальной структурой, представленной тремя социальными категориями (кастами) — андриана (знать), хува (свободные крестьяне) и андеву (рабы). Мерина создали также уникальную форму социальной организации общества — фукунулуну (fokonolona) — деревенскую общину, которая управлялась советом деревни. С помощью фукунулуны деревенские старейшины и представители местной знати имели возможность создавать законодательную базу и предпринимать меры локального контроля в таких сферах, как общественный труд и безопасность.

И хотя королевство Имерина не установило формального контроля над всем островом и всеми его этническими группами к концу правления Андрианампуйнимерины, но в реальности оно являлось единственной силой, контролировавшей Мадагаскар.

Радама I (около 1810–1828), талантливый дальновидный монарх, унаследовал трон в 1810 году после смерти своего отца, Андрианампуйнимерины. Искусно играя на соперничестве интересов Великобритании и Франции на острове, он сумел распространить власть мерина на территорию почти всего острова Мадагаскар. Прежде всего Радама I покорил проживавшую в южной части Высокого плато этническую группу бецилеу, а впоследствии подчинил сакалава, народность, пытавшуюся в это время утвердить свою власть над другими народностями. С помощью Великобритании, заинтересованной в сильном королевстве, способном противостоять французскому влиянию, Радама I модернизировал вооружённые силы. В 1817 году население восточного берега, встретившись с 35 тысячами армией короля, подчинилось ей без сопротивления. Радама I постепенно захватил всё юго-восточное побережье вплоть до Тауланару. Лишь очень неплодородные земли, а также малодоступные районы острова (особенно на крайнем юге) избежали захвата.

В 1817 году британский правитель соседнего Маврикия (бывавшего к тому времени как французской, так и английской колонией) сэр Роберт Фаркхар инициировал подписание договора о дружбе и торговле между Британией и Мадагаскаром. Англия вела тогда активную политику на юге Африки и очень интересовалась близлежащими островами Индийского океана. Часть из них перешли к ней от Франции после провала планов Наполеона отвоевать все колонии Англии, включая Индию и Австралию. В 1817 году король Мадагаскара был признан западной стороной официальным правителем всего острова. Британия обязывалась оказывать военное и гражданское содействие королевству Имерина в случае необходимости. Возможно, это было бы лишь в случае попытки оккупировать Мадагаскар Францией.

Интерес Радамы I к модернизации на западный манер проявился в социальном, политическом и экономическом направлении развития страны. Он ввёл институт назначаемых судей, отменил некоторые сословные ограничения, начал строить дороги и мосты. При нем стали выращивать новые культуры: кофе, ваниль, тутовые и плодовые деревья. Он организовал правительство и активно содействовал деятельности протестантского Лондонского миссионерского общества (действовавшего на острове с 1818 года) по организации школ и церквей и созданию печатного дела. На основе латинского алфавита была разработана письменная форма малагасийского языка. В 1820 году миссионерским обществом была открыта первая школа, к 1828 году на острове насчитывалось уже 23 школы, к 1896 году — 164 тысяч детей (преимущественно мерина и бецилеу) благодаря миссионерам получили начальное образование. Вместе с новыми идеями в страну пришло развитие местного промышленного производства. На восточном побережье был построен первый сахарный завод.

Правление жены и правопреемницы Радамы I, королевы Ранавалуны I (около 1828–1861), характеризовалось стремлением к сохранению независимости страны и от Великобритании, и от Франции. Она расторгла торговый договор с Великобританией, воевала против французов, притязавших на восточное побережье, а потом и англичан, которые совместно в 1845 году бомбардировали Таматаве (Туамасина). В 1835 году был принят закон, запрещавший исповедовать христианство, все миссионеры были высланы с острова, и вплоть до смерти Ранавалуны I в 1861 году никаких попыток возобновить миссионерскую деятельность не предпринималось. Многие европейцы бежали с острова. Ранавалуна I продолжала вслед за своим предшественником укреплять государство. В 1828 году был провозглашён Кодекс 48 статей, в котором впервые письменно были зафиксированы нормы традиционного права. Правящая элита взяла под контроль территорию и монополизировала торговлю, за исключением той небольшой части, на которую европейцы получили лицензию. Королева использовала знания европейцев для развития промышленности и ремёсел на острове. Наибольшую известность, благодаря своему успеху, получил Жан Лаборд, организовавший в Мантасуа, неподалёку от Антананариву, промышленное предприятие и сельскохозяйственную экспериментальную лабораторию, где производилось буквально все, начиная от шёлка и мыла и заканчивая оружием, точными механизмами и цементом.

В 1857 году был раскрыт заговор, имевший целью свержение королевы.

В правление Радамы II (1861–1863) маятник вновь качнулся в сторону дружественных отношений с Западом, особенно с Францией. В 1862 году в Антананариву были открыты консульства Франции и Англии. В 1862 году — с Францией и Англией подписаны торговые соглашения. Радама II предоставил европейцам право на покупку земли, отменил таможенные пошлины, распустил регулярную армию, начал выплачивать деньги за государственные отработки, запретил продажу рабов, восстановил свободу вероисповедания.

В 1863 году Радама II был убит. Власть перешла к его жене, королеве Расухерине (1863–1868). Далее правили королевы Ранавалуна II (1868–1883) и Ранавалуна III (1883–1897). Премьер-министром и мужем всех трёх королев был Райнилайаривуни. Основой его деятельности было сохранение единства малагасийского государства, создание эффективного административного аппарата, развитие экономики и культуры, укрепление армии с целью противостояния притязаниям Англии и Франции. Согласно новым соглашениям с Британией (1865 год) и Францией (1868 год), иностранцы получали возможность торговать на Мадагаскаре, признавая взамен правителем всего острова малагасийскую королеву. В 1868 году Ранавалуна II и премьер-министр приняли протестантство, все министры королевства Имерина также стали протестантами, протестантство стало в этот период государственной религией острова. Стремясь уменьшить влияние феодальной знати, правители Мадагаскара расширяли прослойку новой служилой знати — выходцев из сословия хува.

При Райнилайаривуни укреплялась армия, в 1879 году был введён закон о всеобщей воинской повинности. Постоянно обновлялась правовая база — в 1868 году был принят Кодекс 101 статьи, в 1873 году — Кодекс 118 статей, в 1881 году — Кодекс 305 статей, были приняты законы, ограничивавшие рабство и работорговлю. Уделялось внимание развитию государственного управления: в 1881 году было образовано 8 министерств, в 1878 году Имерина была разделена на 6 провинций и 194 округа, в каждый из которых был направлен чиновник. В 1866 году вышла первая газета на малагасийском языке.


←   Назад  |   Становление государственности на Мадагаскаре   |   Вперёд   →



 

Р. Пири. Северный полюс. Р. Амундсен. Южный полюс / Новый, полный перевод произведений выдающихся путешественников-первооткрывателей. В своих документальных книгах авторы увлекательно рассказывают о подготовке и проведении полярных экспедиций и о покорении ими Северного и Южного полюсов.Р. Пири. Северный полюс. Р. Амундсен. Южный полюс
Новый, полный перевод произведений выдающихся ...
Страны и народы. Научно-популярное географо-этнографическое издание (комплект из 20 книг) / Двадцатитомное иллюстрированное издание «Страны и народы» построено по единому плану и охватывает географо-этнографическим описанием весь современный мир, все без исключения большие и малые страны. Первый том «Земля и человечество. Общий обзор» — вводный. Он рисует обобщённую картину современного миСтраны и народы. Научно-популярное географо-этнографическое издание (комплект из 20 книг)
Двадцатитомное иллюстрированное издание «Страны и народы» построено по единому ...
В двух шагах от экватора / Предлагаем вашему вниманию книгу «В двух шагах от экватора». Книга рассказывает о Вьетнаме 50-х — начала 60-х годов.В двух шагах от экватора
Предлагаем вашему вниманию книгу «В двух шагах от экватора». Книга рассказывает о ...